Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
А.Ф.Лосев
ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКАЯ ЭСТЕТИКА I-II ВЕКОВ Составление, подготовка текста, общая редакция А.А.Тахо-Годи и В.П.Троицкого История античной эстетики, том V, кн.2 М.: "Мысль", 2002 От автора ЭСТЕТИКА РИМА. ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РИМСКОЕ ЧУВСТВО КРАСОТЫ И ЕГО ОБРАЗЫ §1. Римское чувство жизни и красоты 1. Формальное место Рима в системе истории античной эстетики. – 2. Исходный пункт римского ощущения жизни и красоты. – 3. Тождество социального и вещественного. – 4. Существенные детали. – 5. Рассудочное и естественное. §2. Образы римского чувства красоты 1. Язык. – 2. Религия. – 3. Искусство. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СТОРОНА РИМСКОЙ ЭСТЕТИКИ §1. Общественно-политическая жизнь 1. Цирк и амфитеатр. – 2. Римские триумфы. – 3. Вековые игры. – 4. Апофеоз императоров. §2. Римское чувство истории 1. Общий характер римского чувства истории. – 2. Драматический и трагический характер римского чувства истории. §3. Социально-экономический смысл римской эстетики 1. Канун императорского Рима. – 2. Сущность принципата Августа. – 3. От принципата к доминату. – 4. Резюме предыдущего. – 5. Выводы для эстетики. – 6. Условная и относительная независимость эстетики и реальная зависимость ее от социально-исторических условий. – 7. Римское чувство жизни и красоты в тезисах. – 8. Величие и мощь Рима в представлении тогдашних литературных деятелей. §4. Цицерон и Вергилий 1. Цицерон. – 2. Вергилий. §5. Переход к последующему ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКОЙ ЭСТЕТИКИ I-II ВЕКОВ ПЛУТАРХ ХЕРОНЕЙСКИЙ §1. Изолированный характер эстетической предметности 1. Смысловой характер искусства и вещественность его предметного содержания. – 2. Черты изолированной нейтральности эстетического предмета. – 3. Применение принципа изолированной нейтральности к теории подражания. §2. Идеальная наглядность 1. Эстетическая наглядность. – 2. Идеальный характер эстетического предмета. §3. Морализм и субстанциальность 1. Эстетический морализм. – 2. Субстанциально-объяснительный дуализм и интуитивно-описательный монизм. – 3. Подробнее о том же самом монизме и дуализме в проблемах общей метафизики Плутарха. §4. Искусство 1. Поэзия. – 2. Музыка. §5. Биографическая эстетика 1. Вступительные замечания. – 2. Основной характер биографизма Плутарха. – 3. Трагизм Плутарха. §6. Из литературы о Плутархе ДИОН ХРИЗОСТОМ §1. Общие сведения 1. Биография. – 2. Общий характер литературной деятельности. – 3. Мировоззрение. §2. Анализ ХII речи 1. Содержание речи. – 2. Историко-эстетическое значение речи. §3. Отдельные эстетические суждения 1. Речь LII. – 2. Речь LIII. – 3. Речь LV. ЛУКИАН §1. Общие сведения 1. Общий обзор деятельности Лукиана. – 2. Первый риторический период. – 3. Переход от софистики к философии. – 4. Философский период. – 5. Поздний период. §2. Идеология Лукиана 1. Почему нельзя свести творчество Лукиана только на одно беспринципное зубоскальство? – 2. Социально-политические взгляды Лукиана. – 3. Религиозно-мифологическая путаница во взглядах Лукиана. – 4. Философская путаница в воззрениях Лукиана. §3. Художественные особенности творчества Лукиана 1. Жанры. – 2. Художественный стиль. – 3. Общее заключение о творчестве Лукиана. §4. Основные проблемы эстетики Лукиана 1. Отграничение искусства от религии. – 2. Отграничение искусства от науки. – 3. Специфика художественной формы и художественного содержания. – 4. Эстетическая оценка искусства. – 5. Гармония, мера, пестрота и вечное стремление к неизведанному. – 6. Жизненное воздействие искусства. §5. Эстетический идеал 1. Тексты. – 2. Историко-эстетическая оценка. – 3. Частичный характер и противоречивость эстетического идеала. §6. Отдельные важные суждения 1. Искусство-совокупность навыков, полезных в жизни. – 2. Восприятие искусства с точки зрения целого или части. – 3. Теория и практика в понимании искусства. – 4. Несводимость прекрасного целого к отдельным изолированным частям. – 5. Сила красоты. – 6. Демосфен и Гомер. – 7. Скульптура. §7. Лукиан о танцевальной искусстве 1. Общий характер и содержание трактата "О пляске". – 2. О древности и распространенности танца. – 3. Значение общей образованности для танцора. – 4. Выразительная наглядность и жизненный смысл пляски. – 5. Ошибочные приемы в пляске. – 6. Общие выводы. §8. Заключительная характеристика эстетики Лукиана РИТОРЫ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ. АТЕНЕЙ §1. Риторы 1. Элий Аристид. – 2. Максим Тирский. §2. Коллекционеры 1. Аполлодор. – 2. Клавдий Элиан. §3. Атеней 1. Сюжет трактата. – 2. Основные темы. – 3. Старое и новое с точки зрения Атенея. – 4. Филологическая эстетика. – 5. Низкая оценка софистов и философов. – 6. Черты низкопробного аллегоризма. – 7. Общая характеристика мировоззрения Атенея, и в частности его эстетики. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|