Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Скачать 472.16 Кбайт История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Несмотря ни на что, он, "ярый" ("acer"), бросает на врагов своих соратников (308-309). Сравнение Турна с яростным львом попадается не раз (IX 792-796, X 454-456, XII 4-9); впрочем, он также и тигр (IX 727-730), и свирепый бык (XII 103-106).
На обращение Палланта к Геркулесу последний отвечает ссылкой на судьбу: "свой для каждого день: невосстановимо и кратко время жизни для всех" ("stat sua ciuque dies, breve et inreparabile tempus omnibus est vitae", X 467-468, Сол.); это касается также и Турна, которого "даже его судьбы призывают" ("etiam sua Turnum fata vocant", 471-472). Сначала Юнона, повздорившая с Юпитером, отвлекает Турна далеко от его воинов при помощи призрака Энея и тем повергает его в глубокое сомнение и даже отчаяние (633-688). Однако Турн опять возвращается к боям, отвечает новым взрывом воинского пыла на сомнительное предложение одного из своих соотечественников, и снова "разгорается его ярость" ("exarsit... violentia", XI 376). Он опять "разъяренный" ("furens", 901), на этот раз по воле Юпитера, непримиримо гневный "пылает" ("ardet", XII 3), и "ярость" его "кипит" ("gliscit violentia", 9). Латин советует ему вспомнить превратности войны, несмотря на его ярую доблесть ("feroci virtute", 19), но "буйство" ("violentia", 45) Турна неукротимо. В ответ на мольбы Аматы он "пылает еще больше, стремясь в бой" ("ardet in arma magis", 71). Единство своего экстатического аффекта с велениями судьбы он подчеркивает словами о том, что не волен отсрочить смерть (74). К своему копью он обращается с призывом, как к живому существу (95-100). Он "гонится безумием" ("agitur furiis"), от его горящего лица словно летят искры, и в его свирепых глазах сверкает огонь (101-102). Экстатическое состояние Турна доходит до того, что Юнона, помогавшая до тех пор рутулам, покамест это позволяли судьба ("Fortuna") и Парки ("Parcae"), признает теперь, что Турн сражается с "неравным роком" ("inparibus fatis") и что для него приближается "день Парок" (149-150). Следовательно, экстатический аффект Турна, хотя и вызванный фуриями, заходит дальше того, что определено Парками. И тем не менее Юнона через сестру Турна, нимфу Ютурну, побуждает рутулов нарушить только что заключенный между Латином и Энеем мирный договор и броситься в новый жесточайший бой (266-310); а в мирно настроенного Энея попадает кем-то пущенная стрела, то ли по воле "случая" ("casus"), то ли по воле какого-то "бога" ("deus"), так что Турн закипает новой внезапной надеждой (318-325) и "мчится" ("volitans"), вспрыгнув на колесницу и разнося повсюду смерть (326-330). Следует эффектное сравнение Турна с кровавым Марсом (331-339). А дальше, после ожесточенных боев, в которых Ютурна помогает рутулам, а Венера и Марс – троянцам, причем Эней считает своим покровителем Юпитера (340-592), Турн, все еще "безумный" ("amens", 622), несмотря на уговоры сестры преследовать троянцев в поле, бросается в город, захваченный врагами, но при этом обращается с мольбой к Манам предков, потому что, по его словам, от него "отвращается воля вышних богов" ("superis aversa voluntas", 646-647). Он решается вступить в бой с самим Энеем, так как его уже побеждают судьбы ("fata"), a бог ("deus") и "жестокая участь" ("dura Fortuna") призывают сразиться с ним; Турну хочется "яриться яростью" ("furere furorem", 676-680), и он врывается в бой наподобие обрушивающейся скалы (684-690). Он продолжает считать себя орудием судьбы ("Fortuna"), Какая бы она ни была, он уверен, что она принадлежит именно ему ("mea est", 694), продолжая "безумствовать" ("amens") даже во время преследования его Энеем (742, 776). И когда Турн и Эней стоят друг против друга, задыхаясь от Марсова пыла (790), Юпитер начинает свое совещание с Юноной, во время которого он упрекает ее в том, что она, вопреки определению судьбы ("fatis", 795), продолжает помогать рутулам и Турну. В ответ на это Юнона соглашается прекратить свою помощь с условием сохранения для латинян их имени, обычаев и языка. Юпитер, который сам как следует ничего не знает и только что перед этим взвешивал жребии троянцев и рутулов на весах (725-727), вдруг соглашается на условия Юноны и дает возможность Энею победить Турна (791-842). Турн, покинутый всеми, жалким образом погибает; в результате торжествуют только судьбы ("fata"), которые, очевидно, выше Юпитера и на которые уповал Турн, шедший на гибель. Другими словами, празднует свою победу экстатический аффект Турна, не знающего никаких богов, кроме самого себя. При этом как фурии, так и боги ведут себя весьма изменчиво. Ведь всякий спросит, где же фурия Аллекто, которая так жестоко и неумолимо гнала Турна на бой, где Венера, всегда помогавшая троянцам, и как же Юпитер и Юнона принимают столь противоречивые решения? Юпитер то занимает нейтральную позицию, то узнает судьбу по весам, то позволяет Юноне помогать рутулам и безумствовать, а то вдруг вступает с нею в соглашение. Безумная, хтоническая ритмика образа Турна не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению ее связь с общекосмической хтонической структурой художественного ритма. е) Энея напрасно рисуют всегда набожным, всегда твердым, всегда послушным воле богов и всегда уравновешенным. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|