Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Скачать 472.16 Кбайт
История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков



Во-первых, попадается довольно много изречений теоретического характера, хотя теория эта больше жизненная и бытовая, чем логическая. Из чисто логических афоризмов обращает на себя внимание то, что Антисфен сказал о понятии (logos): "Понятие есть то, что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет" (VI, 3). Этот же философ на вопрос, что дала ему философия, ответил довольно значительно и теоретически: "Умение беседовать с самим собой" (VI 6). Тому же Антисфену один диогеновский источник приписывает слова, что "разумение – незыблемая твердыня: ее не сокрушить силой и не одолеть изменой. Стены ее должны быть сложены из неопровержимых суждений" (VI 12). У Антисфена мы находим также ряд теоретических изречений, но уже этического характера – о благородстве добродетели, о непобедимости добродетельного мудреца, о тождестве доброго и прекрасного, о единстве добродетели для мужчин и женщин.

Диоген Синопский говорил, что "судьбе он противопоставляет мужество, закону – природу, страстям – разум" (VI 38). Интересен спор Диогена с Платоном: говоря об идеях последнего, Диоген утверждал, что он не видит "чашности" и "стольности", но видит чашу и стол. Платон же ему отвечал, что для чаши и стола у Диогена есть глаза, а для "чашности" и "стольности" у него нет разума. Этот рассказ Диогена Лаэрция тоже имеет безусловный теоретико-философский смысл. Но прочие изречения Диогена Синопского почти только этические.

Во-вторых, что касается специально киников, то нужно считать вполне естественным обильное наличие у них разного рода изречений, свидетельствующих об их борьбе с тогдашними культурными традициями и с тем, что они считали необоснованными предрассудками. О Диогене Синопском: "Когда кто-то привел его в роскошное жилище и не позволил плевать, он, откашлявшись, сплюнул в лицо спутнику, заявив, что не нашел места хуже" (VI 32). О том же Диогене читаем: "Однажды он закричал: "Эй, люди!" – но, когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: "Я звал людей, а не мерзавцев"" (там же). После окончания театрального представления, когда зрители уже уходили из театра, Диоген стал пробираться в театр, а на вопрос, зачем он это делает, ответил: "Именно так я и стараюсь поступать всю свою жизнь" (VI 64). Он завтракал на площади, рассуждая: "Если завтракать прилично, то прилично и завтракать на площади; но завтракать прилично, следовательно, прилично и завтракать на площади" (VI 38).

В-третьих, от киников дошло очень много разного рода афоризмов и изречений, свидетельствующих об их большом социально-политическом свободомыслии. Антисфен признавал не государство вообще, но только государство, состоящее из хороших людей: "государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных" (VI 5). Тот же Антисфен рекомендовал афинянам постановить, что все ослы суть лошади. И когда у него спросили, в чем смысл такой нелепости, он ответил, что это относится к таким случаям, как избрание невежественных людей (т.е. ослов) в полководцы. По Диогену Синопскому, "демагоги – это прислужники толпы, а венки – прыщи славы" (VI 41).

Тот же Диоген не только презрительно отзывался о Демосфене, которого считали в те времена вождем греческого народа, но с таким же презрением относился и к македонской экспансии. Он рекомендовал похоронить его лицом к земле на том основании, что скоро нижнее станет верхним, т.е. Македония вскоре возьмет верх над Грецией. На вопрос Филиппа Македонского, чем он занимается, Диоген ответил: "Слежу за твоей ненасытностью" (VI 43). Этот Диоген считал несчастными тех, кто завтракает и обедает вместе с Александром, т.е. завтракает и обедает только тогда, когда это угодно самому Александру. Беззастенчивость и презрение Диогена Синопского к Александру стали общеизвестными. Когда Александр, подойдя к нему, сказал, что он, Александр, великий царь, Диоген довольно беззастенчиво, если не прямо нахально ответил ему: "А я – собака Диоген" (VI 60). Когда Диоген грелся на солнце, а подошедший к нему Александр сказал, что он выполнит все, что хочет Диоген, последний ответил: "Не заслоняй мне солнца" (VI 38). Однако интересно то впечатление, которое произвела на Александра такая дерзкая "собака"; ведь именно Александр сказал: "Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном" (VI 32).

Можно привести еще и другие примеры изречений Диогена Синопского для иллюстрации его общественно-политического свободомыслия. На вопрос одного тирана о том, какая медь лучше для статуй, он ответил: "Та, из которой отлиты Гармодий и Аристогитон" (VI 50)101. Дионисий, сиракузский тиран, по Диогену, обращается с друзьями "так же, как с мешками: полные подвешивает в кладовой, а пустые выбрасывает" (там же). На вопрос о том, что в людях самое хорошее, он ответил: "Свобода речи" (VI 69). О довольно презрительном отношении Диогена Синопского к существующим государствам свидетельствует тоже известное его изречение: "Я – гражданин мира" (VI 63).

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251