Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Скачать 472.16 Кбайт История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
В III книге Диоген следует якобы Аристотелю, что, однако, неверно. То, что говорится об Аристотеле в V книге, принадлежит, возможно, самому Диогену, хотя, по-видимому, написано им не без помощи Феофраста.
Диокл ("Обозрение философов") используется в сообщениях о кинике Антисфене, о нравственном учении киников, при изложении логики стоиков. Этика стоиков представляет "тщательную и сведущую" компиляцию Диогена Лаэрция, как явствует из его собственного свидетельства. "Преемства философов" Александра Полигистора использованы в VIII книге. Левкипп, Демокрит, а также Гераклит изложены по Феофрасту. Эпикур излагается непосредственно с использованием также "Жизнеописания Эпикура" Аполлодора. Можно считать, по Коларжу, что Диоген Лаэрций использует источники непосредственно в том случае, если имя автора упоминается и в начале, и в конце приводимого места, например Деметрий Византийский, Алким, Аристотель, Александр Полигистор, Гермипп, Тимей. В изложение Диогена Лаэрция включено 950 стихов, из них 238 – самого Диогена, 59 – скептика Тимона (из "Силл" и других произведений), 46 – Эпихарма при изложении Алкима, 25 – Солона, 20 – Каллимаха, 20 – киника Кратета, остальные из афинских поэтов, трагиков и комиков. Исследование А.Коларжа является для настоящего времени последним и наиболее полным обзором источников Диогена Лаэрция. 7. Олоф Гигон Книга Диогена Лаэрция, говорит О.Гигон97, своей видимой бессвязностью приводит в замешательство всякого внимательного читателя. Две представительные научные работы о ней – Э.Шварца в "Реальной энциклопедии" 1905 г. (к мнению Э.Шварца, что работа Диогена не завершена, присоединился В.Шперри) и Виламовица-Меллендорфа (1881) – делают проблему только еще более сложной. Работа Виламовица тем более не может считаться окончательной, что он в угоду Диогену "ощутительно насилует тексты" и не разъясняет, "какова же, собственно, была задача Диогена в его книге". По О.Гигону, недостает комментария, охватившего бы всю книгу Диогена Лаэрция с точки зрения единого целого. При этом проблему характера и качества материалов О.Гигон считает более важной для современного исследователя, чем проблему имен авторов, послуживших Диогену источником. Для примера Олоф Гигон разбирает так называемое "Вступление" Диогена Лаэрция. Диспозиция "Вступления" представляется Гигону далеко не банальной. Его общий план таков: греческое происхождение философии, противопоставление "мудрецов" и "философов", разграничение ионийского и италийского преемств. После подробного изложения всего "Вступления" с его членением Гигон делает следующий вывод: "Еще никто не искал у него (Диогена) литературного произведения искусства. Но мы зайдем слишком далеко, если назовем его книгу простой компиляцией и незавершенным конгломератом заметок. Конечно, он берет откуда-то на стороне и материал, и методику изложения. Но все же имеется некоторая методика, некая координатная сеть ключевых слов, в рамки которых так или иначе Диоген Лаэрций вносит свои заметки. И с исторической точки зрения речь идет не только о происхождении отдельных сведений, но в не меньшей мере – а иногда и в большей мере – о характере и происхождении самой этой сетки координат, которую задолго до доброго Диогена наметили более образованные, более умные и более смелые историки философии, чтобы ориентироваться в массе явлений". 8. Роберт Женай Пытаясь узнать что-либо о Диогене Лаэрций, мы, по мнению Р.Женая98, "вращаемся в порочном круге, из которого нас сможет вывести лишь открытие новых документов". "Работа представляет собой серию анекдотических рассказов о философах... и, даже когда автор исследует учения, он, за редкими исключениями, дает скорее резюме, чем серьезный критический разбор". Женай считает, что научная ценность книги Диогена невелика. "Документация, конечно, серьезна, но также и слишком громоздка... Диоген Лаэрций... цитирует документы один за другим такими, как он их нашел в других книгах, но без всякого метода и без малейшего критического чувства". При всей претензии на соблюдение порядка в изложении материалов отдельного жизнеописания у Диогена часто проявляются крайнее смешение, повторы и непоследовательность (например, в жизнеописаниях Зенона и Пифагора). "Таким образом, Диоген Лаэрций обычно ограничивается предварительной стадией того, что мы называем сегодня подлинно научным исследованием". Фактически то, что он нам дает, – это "каталог высказываний о философах". Причина этого – отсутствие порядка в голове автора, темный и тяжелый ход мысли. "Этот недостаток отягчается чрезвычайно разболтанным, путаным и монотонным стилем". Слова "говорится", "говорят", "говорит" повторяются у Диогена через каждые две или три строки. Он злоупотребляет формулой "его спросили...", "он ответил, что...". Его переходы чрезвычайно тяжелы, какофония его не отпугивает. Поверхностный характер его мысли явствует даже из синтаксиса: Диоген Лаэрций почти не употребляет подчинения, его предложения просто соположены (при помощи слова "говорят", союза "и" и т. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|