Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Скачать 472.16 Кбайт История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
И в заключение о самом больном – о размерах тома V ИАЭ: "Да, листаж, который Вас так обрадовал, был утвержден". В 1979 г. книга (к сожалению, с очень плохо пропечатанной фотографией Алексея Федоровича) вышла в суперобложке с рекламой лосевских книг, с хорошо подобранным иллюстративным рядом и с приложением некоторых эстетических текстов Цицерона (в переводе Н.А.Федорова), с переводом сочинения эпикурейца Филодема "О стихах", книга V (перевод был сделан М.Л.Гаспаровым специально для этого издания), с моими примечаниями и, конечно, библиографией, составленной А.Ф.Лосевым120. Сам Алексей Федорович во вступлении к библиографии сделал ссылки на том V ИАЭ "Ранний эллинизм", который вышел одновременно в 1979 г., так что том, посвященный неоплатонику Плотину (т. VI ИАЭ), появился в 1980 г.
"Эллинистически-римская эстетика" действительно тесно связана с томом V ИАЭ, но тем не менее она имеет свою собственную ценность, поскольку в ней блестяще представлены мощь и универсализм Рима, выраженные и в повседневной жизни, и в религии, и в философии, и в литературе. В настоящем издании сохранен весь текст книги 1979 г., кроме приложений. Зато здесь же представлено исследование А.Ф.Лосева "Диоген Лаэрций – историк античной философии". Как всякий добросовестный философ и историк античной философии, А.Ф.Лосев занимался давно этим автором. Диоген Лаэрций был для него не только источником сведений об античных философах, часто противоречивым, любопытным и парадоксальным. Диоген Лаэрций интересовал Алексея Федоровича как факт античной культуры позднего, эллинистически-римского периода (начало III в. н.э.), сочинителя любознательного, собирателя философских редкостей, можно сказать, современника Клавдия Элиана и Атенея, тоже собирателей и коллекционеров, которым Алексей Федорович отдал дань в своей "Эллинистически-римской эстетике". Все они были, по словам Алексея Федоровича, "целым кладезем всякого рода исторических, историко-философских и историко-эстетических сведений", точно так же как неутомимый путешественник Павсаний (II в. н.э.), автор "Описания Эллады", собиратель древностей и мифов, с ними связанных. Диоген Лаэрций должен был найти свое место опять-таки в томе, предшествующем неоплатонизму, как своеобразное резюме философского развития классической Греции, ее знаменитых школ, от начал философии к досократикам, Платону, Аристотелю, стоикам, скептикам, эпикурейцам, которым Диоген посвятил свою книгу в X частях. Характерной особенностью этой так называемой истории философии было соединение биографических повествований и ученых размышлений автора, причем способ изложения Диогена, изобиловавший забавными рассказами, стихами, анекдотами, цитатами, изречениями, зачастую привлекал читателей гораздо больше, чем его теоретические заключения. Диоген обладал стилем, острым глазом, любовью к деталям, своей особенной манерой выразительности, т.е., можно сказать, особой эстетической направленностью. Так случилось, что Алексей Федорович почти одновременно работал над "Античной философией истории" (вышла в 1977 г.) и над "Диогеном Лаэрцием". Более того, он даже хотел их объединить вместе, чтобы читатель мог познакомиться с философией истории (архаика и классика) и заодно с историей философии (тоже от архаики и кончая классикой), написанной позднеантичным автором. В дальнейшем, однако, когда "Философия истории" уже вышла (увеличивать ее было никак нельзя из-за размеров научно-популярной серии изд. "Наука"), а с тома V ИАЭ начались затруднения, Алексей Федорович отложил в сторону готовую работу. Но как раз в это время издательство "Мысль" предложило Алексею Федоровичу рассмотреть перевод М.Л.Гаспарова книги Диогена Лаэрция о знаменитых философах. Алексей Федорович заинтересовался этим, как он писал, "экспериментальным" переводом, а методы М.Л.Гаспарова счел "весьма интересными" и "поучительными" для последующих переводчиков. Тогда он предварил этот перевод своей статьей о Диогене121. Книга же (откуда был вынут текст для статьи) "Диоген Лаэрций – историк античной философии" вышла тоже в научно-популярной серии издательства "Наука". Статья к переводу М.Л.Гаспарова выходила и в последующие годы (1986, 1995, 1998). Теперь вполне закономерно книжка о Диогене вошла в наше издание122. Что касается статьи о Плутархе, то она писалась специально для серии "Библиотека античной литературы", которую выпускало издательство "Художественная литература". Редакция этой серии обычно не беспокоила Лосева своими заказами, но здесь случилось непредвиденное. Предисловие к Плутарху заказали С.С.Аверинцеву, но он никак по занятости не мог к сроку представить статью. Тогда, по-моему по подсказке А.Столярова М.Томашевской, редактору этого тома (выпускнице моей кафедры классической филологии МГУ им. Ломоносова), издатели попросили А.Ф.Лосева спасти положение. В это время Алексей Федорович сдал свою небольшую книжку "Владимир Соловьев" (изд. "Мысль", 1983), одновременно работая над большим томом о русском философе (М., 1990; 2-е изд., 2000), и еще не предчувствовал гонений, которые обрушатся на него из-за Вл. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|