Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Скачать 472.16 Кбайт
История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков

Соловьева.

Плутарх был близок Лосеву. Он постоянно пользовался им в своих мифологических изысканиях, не раз обращался к Плутарху и в своей старой "Истории эстетики", и в "Античной музыкальной эстетике", и в "Эллинистически-римской эстетике I-II вв. н.э.", и в томе V ИАЭ; поэтому Алексей Федорович быстро написал статью "Плутарх. Очерк жизни и творчества", ученую, яркую и живую. Она кончалась словами: "Это был скромный человек. А завоевал мировую славу. Вот попробуйте-ка" – совсем в лосевском свободном стиле, как некое обращение к читателю, с тем чтобы понудить и его собирать свои силы, работать, быть любознательным и скромным, не думая о будущей славе. Книга вышла в юбилейный для Алексея Федоровича год123 (ему исполнялось 90 лет) и в дальнейшем переиздавалась (1997, 2000), правда, к сожалению, с одними и теми же опечатками, которые теперь устранены в нашем издании после осуществленной В.П.Троицким сверки текста с рукописью.

Таким образом, в новом томе сочинений А.Ф.Лосева представлены работы, подобранные не механически, а связанные между собой и действительно заполняющие промежутки между V и VI томами "Истории античной эстетики", указуя на подступ к любимому автором неоплатонизму, последней великой философской школе поздней античности в границах Римской империи, уже на пороге грядущих катастроф. Полагаю, что нашему читателю стала достаточно ясной картина возникновения тома "Эллинистически-римская эстетика". Создание этой книги, как и вообще других, не только эстетических, работ А.Ф.Лосева, оказалось делом тяжелым, автор на своем горьком опыте долгой жизни (1893-1988) вполне ощутил, каких неимоверных усилий требует утверждение ни от кого не заимствованных идей, мыслей человека, независимого от узких конъюнктурных соображений.

А.Ф.Лосев никогда не торопился, работал систематично, любил обдумывать каждое слово, не опускал рук, сознавая, что многое безвозвратно утеряно, а, наоборот, восстанавливал старое и создавал новое. Он, можно сказать, на деле воплотил завет глубоко почитаемого им последнего оптинского старца Нектария – "терпение и пождание". В этом и заключался "естественный путь" русского философа Алексея Федоровича Лосева124.

А.А.Тахо-Годи





Примечания
В очередной том сочинений А.Ф.Лосева под названием "Эллинистически-римская эстетика" вошли работы, созданные в 1970-е гг. и напечатанные в конце 70-х или начале 80-х гг., а также впервые публикуемый отрывок из "Истории эстетики" (1930-е гг.). Более подробную информацию об истории создания этих произведений и их связи с фундаментальной "Историей античной эстетики" читатель сможет найти в послесловии А.А.Тахо-Годи к настоящему тому.

Ранее публиковавшиеся тексты печатаются по следующим первым изданиям: "История античной эстетики I-II вв. н.э." (М., 1979), "Диоген Лаэрций – историк античной философии" (М., 1981), "Плутарх. Очерк жизни и творчества" (предисловие к сборнику: Плутарх. Сочинения. М., 1983). При этом соблюдены принципы редакционной подготовки текстов, принятые при работе над предыдущими томами. Произведена сверка с соответствующими машинописными оригиналами из архива А.Ф.Лосева, в ряде спорных случаев использовались также рукописи (последние представляют собой записи секретарей, которым автор диктовал текст). Как правило, без упоминания в примечаниях исправлены замеченные нами опечатки, унифицировано употребление сносок. Унифицировано также применение скобок в цитатах: квадратные скобки использованы для комментариев, угловые – для указания пропусков, круглые – для воспроизведения слов на языке оригинала. Немногочисленные конъектуры составителей также помещены в угловых скобках.

В тексте "Диоген Лаэрций – историк античной философии" нами восстановлена авторская (но не проведенная по редакционным соображениям в первом издании) система подробной нумерации частей, глав и параграфов.

Отрывок из "История эстетики" публикуется по машинописи из архива А.Ф.Лосева, с сохранением особенностей авторской пунктуации, а также орфографии в написании ряда терминов (нео-платонизм, трансцедентный и др.).

Сочинения Плутарха цитируются в переводах С.Аверинцева ("О доблестях женщин" и "Хорошо ли сказано: "Живи незаметно"?"), Н.Брагинской ("О любопытстве"), Я.Боровского ("О сребролюбии"), М.Ботвинника и И.Перельмутера ("Александр"), Н.Клячко ("Об "Е" в Дельфах"), Э.Юнца ("Наставление супругам"). Все остальные переводы, за исключением специально оговоренных в тексте случаев, принадлежат А.Ф.Лосеву.

Примечания, подготовленные В.П.Троицким, представляют собой комментарии текстологического характера и переводы иноязычных выражений, в редких случаях (там, где нет соответствующих разъяснений у автора) даны также некоторые сведения об античных реалиях.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКАЯ ЭСТЕТИКА I-II ВЕКОВ

В дальнейшем (после 1979 г.) вышли еще три тома серии: История античной эстетики [т. 6]. Поздний эллинизм. М., 1980; История античной эстетики [т. 7]. Последние века. М., 1988 (в 2 кн.); История античной эстетики [т. 8]. Итоги тысячелетнего развития.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251