Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Скачать 472.16 Кбайт История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
о том, что "рукопись в настоящем ее виде к производству принята быть не может". Автор даже обратился с письмом к редактору (8 октября того же года), именуя последнего в "нашу весьма мужественную эпоху – весьма немужественным (чтобы не сказать больше) человеком", и предупреждал своего оппонента: "Завтра Вы уже не будете нужны стране. Ваше место займут более живые и гибкие умы", прозревая будущее, далекие времена, когда с 60-х годов начнет выходить "История античной эстетики". Терпеливый автор не сдавался, но и редактор был наготове. Ему снова предложили редактировать все тот же злосчастный том. И вот И.Е.Верцман снова пишет рецензию, в которой, отмечая интересные материалы, "крупное, значительное по эрудиции явление", опять-таки критикует Лосева за неумение противопоставить "материализм и идеализм", утверждая, что "труд к марксизму абсолютно никакого отношения не имеет", сам автор тоже не имеет "никакого представления о марксистско-ленинской философии и эстетике", "не владеет ее текстами", Ленина не упоминает, а предисловие с цитатами из
"Капитала" "носит внешне декларативный характер". По Верцману, А.Ф.Лосев оказался врагом "духа просвещения" и "интеллектуализма вообще". Само собой разумеется, заключил редактор, что "вопрос о марксистском исследовании античной эстетики абсолютно не может быть решен, даже работой редактора-марксиста". В итоге – отказ от редактирования. Однако 22 ноября 1940 г. новый директор издательства, Г.П.Силкин, заключил новый договор (№3392) уже на "Историю античной эстетики" (25 л.). Рукопись в апреле 1941 г. снова попадает к тому же Верцману, но ее тут же отзывает дирекция издательства, ссылаясь на только что подписанный договор с автором (примечание 2 к пункту 4 о "политико-идеологических соображениях"). Рукопись была передана на просмотр в Главлит и возвратилась оттуда в издательство в первую неделю войны, 30 июня 1941 г., с пометкой о необходимости редакционной переработки с автором. Заведующий отделом изолитературы Бандалин (письмо от 2/VII 1941 г.) заключает, что пока издательство не имеет возможности редактировать труд по истории античной эстетики. Война, естественно, пресекла издательские проекты А.Ф.Лосева. Полагаю, что это великое счастье для автора. Он приступит в другое, более человечное время к изданию своего нового громадного труда и, главное, освободится от редакторов-марксистов, писавших на него доносы. Так в первые дни войны 1941 г. закончились, и, казалось, навсегда, отношения А.Ф.Лосева и издательства "Искусство". Все сороковые и пятидесятые годы Алексей Федорович работал над своими мифологическими исследованиями и эстетикой Гомера. Этому я живой свидетель, так как в доме профессора Лосева, моего фактического руководителя в аспирантуре по классической филологии, я появилась в 1944 г. Надежд на печатание не оставалось, но Алексей Федорович работал, как всегда, систематически, ни одного дня без строчки. Его обнадежил заказ еще в конце 40-х годов от Института мировой литературы им. Горького АН СССР написать в коллективную монографию "История греческой литературы" два раздела: "Предшественники неоплатонизма" и "Философская проза неоплатонизма". Эту главу (160 страниц машинописи) Алексей Федорович сдал своевременно, но том III "Истории греческой литературы" вышел только в 1960 г. (к тому же с главой Лосева в сильно сокращенном виде), когда Алексей Федорович уже работал над ИАЭ. Наконец благодаря стараниям В.М.Лосевой в 1953 г. в скромном издательстве Московского госпединститута им. Ленина вышли Ученые записки с "Олимпийской мифологией в ее социально-историческом развитии", занимавшей двести страниц. В 1954 г. там же появилась и "Эстетическая терминология ранней греческой литературы (эпос и лирика)". Наконец, в 1957 г. в издательстве "Просвещение" вышел большой труд "Античная мифология в ее историческом развитии"112. Все эти работы, появившиеся в результате неустанных занятий А.Ф.Лосева, принесли большую пользу для будущих томов ИАЭ. Освободившись от мифологических исследований, опубликовав своего "Гомера" (изд. "Просвещение") в 1960 г.113, Алексей Федорович вновь обратился к античной эстетике. Первая попытка вызвать из небытия старую рукопись "История эстетики" (т. 1. Античная эстетика) оказалась довольно плачевной. После 12 августа 1941 г., когда от прямого попадания фугасной бомбы в дом, где жил Лосев (Воздвиженка, 13), все рукописи или погибли целиком, или находились в изувеченном состоянии, со следами глины и песка, многое приходилось собирать буквально по листочкам (до сих пор мы так и собираем в архиве Лосева по листочкам его некоторые старые рукописи). Но поскольку Алексею Федоровичу было предложено издать "Античную музыкальную эстетику" (вышла в 1960 г.), он начал интенсивно над ней работать, а я отыскала в одной из разбитых старых папок главу "Плутарх о музыке". Даже эта маленькая находка обнадеживала – значит, где-то должны быть еще остатки той старой "Истории эстетики". Однако Алексей Федорович решил иначе – начать все сначала. Хорошо помню, как в 1957 г., находясь летом на даче в Валентиновке, мы везли с собой минимум книг – только греческие тексты досократиков и Платона, а также незаменимый лексикон Аста к Платону. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|