Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Скачать 472.16 Кбайт История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Поскольку, однако, наша работа не является работой по истории античной литературы, но мы пытаемся извлечь из античной литературы только то, что более или менее близко к современному пониманию эстетики, то характеризовать совершенно различных античных авторов и даже их перечислять вовсе не входит в нашу задачу. Тем не менее, помимо всего изложенного у нас выше, пожалуй, стоит хотя бы кратко остановиться на некоторых именах, особенно глубоко связанных с коллекционерством, потому что метод коллекционирования всяких исторических или литературных материалов вообще и античных мифов в частности, конечно, есть то, что предшествует универсальной концепции мифологии у неоплатоников и что было соблазном для многих их предшественников, еще не познавших задач подлинного универсализма. Из коллекционеров остановимся на Аполлодоре, Элиане и Атенее.
1. Аполлодор Под этим именем до нас дошла так называемая "Библиотека" в трех книгах, содержащая очень тщательное и систематическое изложение древней греческой мифологии. Кто был в действительности ее автором, установить невозможно. Долгое время она приписывалась известному грамматику II в. до н.э. Аполлодору Афинскому, которому принадлежало, между прочим, знаменитое сочинение "О богах" в 24 книгах, широко использованное Порфирием, Ямвлихом и Сопатром. Однако К. Роберт60 доказал на основании лингвистических и стилистических признаков, а также на основании упоминания в "Библиотеке" одного автора I в. до н.э., что это сочинение могло быть написано не ранее 61 г. до н.э., а скорее всего в конце I – начале II в. н.э. Еще патриарх Фотий (IX в.) и Цец (XII в.) располагали полными экземплярами "Библиотеки", доводившими изложение до смерти Одиссея. Наш текст заканчивается, а лучше сказать – обрывается, на подвигах Тезея. Некоторым восполнением недостающей части могут служить две сохранившиеся "Эпитомы" (сокращенные изложения). Содержание "Библиотеки" следующее. Теогония (I 1-44), где излагаются истории сторуких, циклопов и титанов (1-5), борьба Зевса с Кроносом (6-7), история потомства титанов (8-9), потомства Земли и Моря (10-12), потомства Зевса (13-27), Посейдона (28), история Аида и Персефоны (29-33), а также Гигантомахия (34-38) и победа над Тифоном (39-44). Потомство Девкалиона (I 45-147). Здесь речь идет о Прометее (45), его сыне Девкалионе (46-48) и потомстве последнего, включая Мелеагра и охоту на калидонского вепря (67-73), Адмета (104-106) и Ясона с походом аргонавтов и Медеей (107-146). Потомство Инаха (II 1-180), где главное место занимают истории Даная и Данаид (11-22), Беллерофонта (30-33), Персея (36-48) и особенно Геракла с его подвигами и многочисленным потомством (61-166). Род Агенора (Европы) (III 1-20), содержащий историю Европы и ее сыновей Миноса, Сарпедона и Радаманта, то есть Критский цикл. Род Агенора (Кадма) (III 21-95). Здесь излагается Фиванский цикл с его главными героями Кадмом (21-24), Семелой (25-29), Ниобой (45-47), Эдипом (48-56), походом Семерых против Фив и историей Антигоны (57-79). Род Пеласга (III 96-109). Род Атланта (III 110-155), где излагаются Ла-конские мифы о Елене (123-132), Менелае (133), Касторе и Полидевке (134-137) и Троянский цикл, включая Приама с его детьми Гектором, Парисом и Кассандрой (146-155). Род Асопа (III 156-176) с Эаком, Пелеем и Тела-моном (158-162), браком Пелея и Фетиды (168-170), рождением и воспитанием Ахилла (171-174), Фениксом (175) и Патроклом (176). Аттические мифы (III 177-215), включающие историю Кекропа (177-179) и его потомства: Амфиктиона (186), Эрехтея (197-203), Эгея (206-215). Тезей (III 216-218), на котором обрывается дошедшее до нас изложение. Кроме того, на основании "Эпитом" можно установить содержание не дошедших до нас частей "Библиотеки". Род Пелопса с историями Тантала, Пелопса, Атрея и Фиеста, Агамемнона и Менелая. Antehomerica, то есть похищение Елены и первые девять лет Троянской войны. Homerica, излагающая содержание "Илиады". Posthomerica, рассказывающая о взятии Трои. Возвращение героев из-под стен Трои. Странствования Одиссея, его возвращение на Итаку и расправа с женихами, его последующая жизнь и смерть в глубокой старости. Этим заканчивалось изложение Аполлодора. Можно заметить, что сочинение Аполлодора представляло собой систематический свод и энциклопедию древней греческой мифологии, не упускающую ни одного сколько-нибудь известного сюжета или персонажа. Такие энциклопедии начали составлять уже во II в. до н.э. по мере того, как школьное чтение эпоса ограничивалось Гомером и забывались киклические поэмы. Эти прозаические изложения основывались на древних эпических поэмах, сочинениях логографов, всевозможных парафразах, комментариях и схолиях, древних трагедиях, "содержаниях" (hypothesis), составлявшихся в риторических и грамматических школах, и всевозможных других источниках. Подобная литература создавалась как в учебных и педагогических целях (для сохранения и обработки негомеровского материала), так и для занимательного чтения и составляла целый жанр, наиболее известными представителями которого являлись Дионисий из Мити-лены (II в. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|