Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Скачать 472.16 Кбайт История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
А это безумие вызывает еще большее безумие и гнев Энея (813-814). Лавз погибает, и строгие Парки плетут для него последнюю нить (814-819).
Моментом наивысшего универсализма является здесь сострадание самого Энея к мертвому Лавзу и его свидетельство о том, что смерть от руки столь великого человека, как Эней, явится утешением для Лавза (821-932). Мезенций, который тоже пылает ("ardens") и к тому же вступает в бой по велению Юпитера (689), сравнивается с неподвижным утесом среди бушующих волн (693-695), а также с вепрем, который в тенетах "рычит и, ярясь, поднимает щетину" ("infremuitque ferox et inhorruit armos", 711, Сол.), "бесстрашный, скрежещет зубами" ("inpavidus... dentibus infrendens", 717-718), и, наконец, с голодным львом, который в неистовом исступлении пожирает козу или оленя (723-729). В этом стиле изображается неистовая борьба Мезенция с врагами (730-746), а также и борьба его соратников (747-757). Для поведения и самочувствия Мезенция очень важно отметить то, что на предсказание Орода о его скорой гибели по воле рока ("fata", 740-741) он, "усмехаясь с гневом" ("subridens mixta... ira", 742), весьма неопределенно говорит, что это решит Юпитер (743-744). И когда он выходит на бой с Энеем, "бурный" ("turbidus"), похожий на Ориона, который, находясь в морской глубине, головой касается туч (762-768), он поджидает врага не дрогнув, подобный неподвижной громаде (770-70-71). Характерней же всего те его слова, в которых он обожествляет свою собственную руку и оружие ("dextra mihi deus et telum, quod missile libro, nunc adsint", 773-73-74). Если выше мы видели, что Нис считает богом собственную воинскую страсть, то Мезенций считает богом собственную руку, направляющую оружие на врага. Неудивительно поэтому, что настоящим богам приходится только жалеть обе враждующие стороны, хотя бедная фурия Тизифона сама тут же грозно свирепствует ("saevit") в боях (758-761). Мезенций, предчувствуя гибель сына, издает вопли и воздевает руки, а потом припадает к телу Лавза (843-845). Противоречиво-трагическое состояние духа Мезенция, ринувшегося в ряды врагов, весьма отчетливо формулируется так: это стыд за гибель сына ("aestuat ingens... pudor"), безумие ("insania") от горя, сознание своей силы ("conscia virtus") и возбужденная фуриями любовь к сыну (870-872; ст. 872 о фуриях нельзя исключать из текста, как это делает О. Риббек)43. К этому необходимо еще прибавить и слова Мезенция перед смертью, которые теперь уже не будут для нас неожиданными: "Я не страшусь смерти и не считаюсь ни с кем из богов) ("nec... divom parcimus ulli", 880), а также: "Нет греха в убийстве" ("nullum in caede nefas", 901). Меч Энея Мезенций принимает сознательно ("haut inscius") и умирает в волнах собственной крови (907-908). Таким образом, личности этих двух героев, Мезенция и Лавза, сконструированы по модели: моя безумная и исступленная страсть сама является божеством; не я должен считаться с богами, но боги должны считаться со мной; своей гибели я не страшусь, а убивать других тоже вполне позволено. Хтоническая ритмика этих образов не требует доказательства. г) Амата у Вергилия значительно углубляет философскую и стилистическую концепцию экстатического аффекта. Если исступление ранее рассмотренных героев допускалось богами как бы пассивно, то Амата принадлежит к тем героям "Энеиды", которые непосредственно водимы богами. Но, как мы увидим, и они отнюдь не отличаются спокойствием и уравновешенностью. Изучение образа Аматы свидетельствует, что для показа подобного исступления у Вергилия имеется высшее обоснование. Амата, супруга Латина и мать Лавинии, никак не хочет выдавать свою дочь за чужеземца Энея. Она преисполнена почти животной привязанности к своей родовой общине, своему племени и ненависти ко всему чужеземному. Это ее собственный аффект, который существует в ней еще до вмешательства в ее жизнь богов и демонов. Стоило только поставить вопрос о том, что Лавиния выйдет замуж за Энея вместо Турна, и Амату "воспламенили женские заботы и гневы" ("feminae ardentem curaeque iraeque coquebant", VII 345). Но вот Юнона, противница сближения латинян и троянцев, насылает на Амату как раз такого демона, который больше всего соответствует стремлениям самой Аматы и который из всех демонов отличается наиболее аморальной, наиболее алогической, наиболее злобно-анархической силой. Этот демон – фурия Аллекто, ужаснейшая дочь Ночи. О ней тут же весьма красочно говорится, что она творит беды, гибельные преступления, коварства, всюду вносит раздор, что ее ненавидят даже подземные боги, что она оборотень, что каждый ее образ по-своему ужасен и что она имеет тысячу прозвищ в связи с такими же тысячами зловредных поступков (324-34-38). Аллекто бросила из своих змеиных волос на грудь Аматы одного змея, чтобы Амата, разъярившись от этого гада, смутила весь дом и прониклась преступным ядом. Змей вносит смятение в чувства Аматы и проливает огонь ("ignem") в ее кости (346-355). Сначала душа ее еще не может принять этого ядовитого пламени целиком (356). Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|