Библиотека >> История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Скачать 472.16 Кбайт История античной эстетики эллинистически-римская эстетика I-II веков
Не знал он и "Апологии" Ксенофонта.
Много ошибок подобного же рода, свидетельствующих о незнании на этот раз платоновских произведений, Банш находит и в III книге Диогена. Например, излагая генеалогию Платона, Диоген даже не вспоминает о том, что по этому поводу говорил сам Платон. Он приписывает Платону два типа индукции, над которыми сам же Платон издевается в "Эвтидеме". Философию Аристотеля Лаэрций излагает настолько беспомощно, что уже Исаак Казобон считал, что скромнее и разумнее было бы совсем не браться за такое предприятие. Что касается Эпикура, то, по мнению Банша, Диоген не был как следует знаком с теми письмами философа, которые приводит в своем трактате. Вот один пример. В третьей книге Диоген Лаэрций утверждает, что Эпикур пользовался в своих письмах формой приветствия "Желаю хорошей жизни", тогда как в десятой упоминается другая форма приветствия Эпикура: "Желаю благополучия" или "Желаю добра". Не лучше у Диогена Лаэрция, по мнению Банша, обстояло дело и со знанием других философов, а также историков (Геродота, Тимея, Феопомпа). В целом, говорит Банш, "Лаэрций был настолько далек от всякого изучения тех предметов, о которых он пишет, что по всему его произведению разбросаны темные, противоречащие друг другу и абсурдно неверные места". При рассмотрении общей композиции труда Диогена Лаэрция оказывается, что, в то время как историю скептической школы он довел до своего времени, Академия изложена у него лишь до Клитомаха, а перипатетическая школа – лишь до Ликона. И вообще то разделение философии, которое он дает в своем "Вступлении", не совпадает с тем, которого он придерживается в последующем изложении. Один из примеров Банша: во "вступлении" Диоген называет различные роды философов: евдемоников – проповедников блаженства, филалетов – правдолюбцев, эленктиков – опровергателей, аналогетов – сопоставителей, а впоследствии ни одно из этих названий не повторяется. Между тем перечисление повторов, а также и противоречий в трактате Диогена Лаэрция занимает две страницы (24-25) коротенькой диссертации Банша. Преобладающая часть сочинения Диогена Лаэрция представляет собой, по мнению Банша, некритический перенос сведений о "громадном облаке" различных старых и новых авторов из всевозможных сводок, жизнеописаний, собраний, теорий и изречений. Однако не все эти источники были использованы Диогеном непосредственно. Банш упоминает мнение Валентина Розе74, что значительная часть труда Лаэрция заимствована у Фаворина, ритора времен императора Адриана, ученика Диона Хризостома и друга Плутарха. Другие главные источники Диогена Лаэрция, по Баншу. Неант из Кизика (ок. 240 до н.э., "О славных мужах"), Антигон Каристийский (ок. 220 до н.э., "Жизнеописания"), Гермипп (ок. 200 до н.э., "Жизнеописания"), Сотион (ок. 200 до н.э., "Преемства философов"), Сатир (ок. 180 до н.э., "Жизнеописания"), Гераклид Лемб (ок. 150 до н.э., "Сокращенное изложение "Преемств" Сотиона", "Сокращенное изложение "Жизнеописаний" Сатира"), Сосикрат ("Преемства", годы жизни неизвестны, но после Еермиппа), Антисфен ("Преемства", время жизни неизвестно, возможно, II в. до н.э.), грамматик Аполлодор (ок. 150 до н.э., "Хроники"), Александр Полигистор (ок. 80 до н.э., "Преемства философов"), Гшшобот ("Об отдельных воззрениях"), а также писательница неизвестного времени Памфила и Аристипп (автор сочинения "О древней роскоши"). Все эти источники, по мнению Ф. Банша, использованы у Диогена случайно, некритично и путано. 4. Фр. Ницше Исследование источников Диогена Лаэрция Ницше считает делам первостепенной важности для всех вообще античных штудий в целом75. Основываясь на многочисленных фактах, например таком, как ссылка Диогена Лаэрция на сообщения писателя Диокла Магнесийского, Ницше приходит к заключению, что все вообще изложение учения стоиков у Диогена восходит к этому писателю. Ницше интересует, почему Диоген Лаэрций остановился именно на десяти книгах. Является ли это наилучшим и естественным членением истории греческой философии, или же здесь действовал какой-то иной принцип? Ницше замечает, что Платон выделен в самостоятельную книгу без Академии, тогда как вся стоическая школа помещена в одной VII книге, уже первая глава которой длиннее, чем вся книга о Платоне. По мнению Ницше, здесь сказалось либо крайнее уважение Диогена Лаэрция к Платону, либо его желание иметь круглое число книг, подобно тому как какая-нибудь хозяйка настаивает на том, чтобы иметь не девять или одиннадцать кастрюль или ножей, но именно десять. По-видимому, именно это последнее желание руководило Диогеном Лаэрцием, поскольку он разделил книгу также на равное число глав, а именно на 100 (99 жизнеописаний + вступление, по указателю содержания в Codex Laurentianus и Codex Martianus, хотя в дошедшем до нас составе благодаря лакуне в VII книге труд Диогена Лаэрция имеет меньшее число глав). Это, по-видимому, неслучайное число – 10 книг и 100 глав – Ницше также использует в своих выкладках о принадлежности всего изложения стоического учения Диоклу, книгу которого, по его мнению, Диоген имел у себя. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
| ||
|