Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Скачать 391.92 Кбайт
Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Эллины вообще во все времена удивительно равнодушно относились к своей первоначальной истории и практически ничего достоверного не знали ни о собственных глубинных корнях, ни об исходе из мест прежнего пребывания. Даже Солон - один из самых выдающихся
государственных деятелей и основоположников эллинской
цивилизации - вынужден был расспрашивать египетских жрецов о
ранних этапах жизни собственного народа. А те ему попеняли:
"Ах, Солон, Солон! Вы, эллины, вечно остаетесь детьми, и нет
среди эллинов старца!... Все вы юны умом, ...ибо умы ваши не
сохраняют в себе никакого предания, искони переходившего из
рода в род, и никакого учения, поседевшего от времени"107.
Классическая поэма Гесиода "Теогония" ("О происхождении Богов") кое-что проясняет, но скорее в виде намеков, создавая в целом символическо-аллегорическую картину мира Олимпийских небожителей. Истину можно установить лишь на основе исторических и мифологических сопоставлений (то есть путем углубления в доэллинскую историю и анализа всей системы индоевропейской и пограничных с ней мифологий). Системный анализ и раскодирование образов-символов приводят к качественно иным результатам, нежели те, что известны по "Илиаде" и "Одиссее" и тем паче - по позднейшим суррогатам.
Не имея ни цели, ни возможности анализировать с этой точки зрения всю систему Олимпийских мифологических образов, продолжим рассмотрение лишь тех из них, что имеют явное отношение к предыстории Прото-Руси - точнее даже, тех
территорий, где впоследствии образовалось Российское
государство и закрепилось русское народонаселение. Несколько
тысячелетий назад из этих мест на юг мигрировали предки
эллинов, унеся с собой мифологические предания и образы,
которые когда-то во многом были общими для всех индоевропейских
народов, но в дальнейшем развивались вполне самостоятельно,
обрастали разного рода литературными подробностями и
поэтическими преувеличениями, - все более отрываясь от
первичных корней, уже практически забытых ко времени Гесиода и
Гомера. Итак, что же получается в "сухом остатке", если попытаться выявить глубинный смысл и функции Бога Гермеса (в том виде, как его знала нерасчлененная индоевропейская этническая общность)? Английский знаток античной мифологии Роберт Грейвс (1895 - 1986) считает, что Гермес
первоначально даже не был Богом, а всего лишь "тотемной силой фаллического каменного столба или пирамиды. Такие столбы отмечали центр, вокруг которого исполнялись оргаистические танцы"108.
Сохранились и скупые свидетельства античных авторов, в частности - Цицерона в трактате "О природе Богов" (III, 23; 59
- 60), что Эрос (первый из Богов, появившийся из Мирового космического яйца - так считали орфики) на самом деле был сыном Гермеса. Добавим, как уже указывалось, что культ Гермеса
Фаллического был распространен практически на всей территории Западной и Восточной Европы, включая места расселения славянских и проторусских племен.
На Руси поклонение срамным частям человеческого тела и связанные с ними обычаи и высказывания всегда преследовались официальной церковью как грубый языческий пережиток. Однако вовсе не архаичными или относящимися незнаемо к каким временам предстают эти, оказывается, весьма распространенные еще сравнительно недавно обряды, уходящие своими корнями в глубины матриархата и патриархата, - в тексте древнерусского
толкования Слова св. Григория Богослова "О том, како погани
суще языци кланилися идолам". Обругав по-матерному "эллинов
окаянных" за то, что те поклонялись фаллосам, и помянув
недобрым словом болгарских богомилов за аналогичный грех, -
русский комментатор не забывает и про соотечественников, тоже
не слишком отстававших от греческих и болгарских греховодников:
"Словене же на свадьбах въкладываюче срамоту и чесновиток в
ведра пьют"109.
Сексуально-эротическая символика свадебного обряда в далеком и недалеком прошлом зачастую приобретала подчеркнуто натуралистические формы. Вопреки церковным и нецерковным запретам, архаичные ритуалы существовали несмотря ни на что. Так, в белорусских деревнях чуть ли не до середины нынешнего века практиковался свадебный "столбовой обряд". Суть его в совершении некоторых ритуальных действий "у столба" внутри избы; деревянный столб в данном случае как раз и имитирует фаллос110.
Фаллический смысл имеет и знаменитый Збручский идол, найденный в Прикарпатье (река Збруч - приток Днестра). Это -
настоящая славянская герма, со всеми необходимыми атрибутами
(рис.85). Четырехликость - одно из ипостасей Бога Гермеса,
известная как в натуральной (рис.86), так и в символической
форме. Это обусловлено тем, что Гермес как покровитель
путников, паломников и путешественников олицетворял и четыре
страны света, и четыре направления пути, и перекресток четырех
дорог. Вот почему классическая герма, устанавливаемая обычно на
перекрестках, была обтесанной с четырех сторон.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187