Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Скачать 391.92 Кбайт
Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Само по себе это достаточно необычно: если два других производных от этого имени - Саша и Саня - фонетически
связаны с основным, - то в уменьшительном имени Шура такая
фонетическая производность практически отсутствует. Это
позволяет предположить, что имя Шура было вначале
самостоятельным и лишь впоследствии оказалось в поле притяжения
христианизированного имени Александр.
Но что же тогда означает такое имя Шура? В русском языке оно созвучно слову "шурин", означающему "брат жены". Видимо, с факта их лингвистической родственности и следует начинать, что возводит имя Шура в область понятий, означающих родственные связи вообще.
В русском языке немало и других слов с корнем "шур". Вновь обратимся к Словарю В.Даля, опуская заимствованные понятия, вроде немецкого "шурф" - "разведочная яма", "колодец"; или
"шуруп", также заимствованного из немецкого языка:
"шур" - "дождевой червь";
"шура" - 1) "вязкая глина"; 2) "мелкий лед на реке" (по весне); 3) "птица щур"; 4) "женские гениталии";
"шураль" - "истопник", "кочегар" (от: "шуровать");
"шуранец" - "деревянный шар";
"шурга" - "вьюга", "метель", "буран", "пурга";
"шургать" - "проваливаться ногами";
"шурдабурда" - 1) "мутная смесь"; 2) "беспорядок", "путаница";
"шуринка" - "тонкое полотенце" (ср. "ширинка");
"шуркать" - 1) "шаркать", "скрести", "производить шорох";
2) "шмыгнуть", "прокрасться", "юркнуть";
"шурник" - "топка стекловарной печи";
"шурнуть" - "сказать на ухо";
"шуровать" - "мешать кочергой";
"шурка" - "взъерошенная курица";
"шурубара" - "болтун";
"шурубарка" - "гречневая каша размазня";
"шурубарки" - "мятные варенечки", "пельмени";
"шурукать" - "шептаться", "шушукать";
"шуршать", "шурчать" - "производить шорох";
"шурыга" - "непутевый человек", "негодяй", "мошенник".
Кроме того, имеются еще отглагольные слова, вроде "шурум-бурум", "шуры-муры".Итак, перед нами опять лексическая кладезь, в недрах которой и могло родиться древнерусское (дохристианское) имя Шура.
Но и это еще не все. Если обратиться к истокам индоевропейского словообразования, то непременно бросится в глаза санскритское слово зura (читается: "шура", "шюра")
- 1) "мужественный", "отважный"; 2) "герой"; 3) "воин". Прямых аналогий между русским именем Шура и санскритским "шура" вроде бы не наблюдается. Однако последнее слово происходит от корневой основы зur (читается: "шур", "шюр") - "бить", "ударять". И сразу же в памяти встает заветное русское слово "чур". В таком случае ныне игровые или же полушутливые заклинания типа "чур не я!", "чур чура!", "чур меня" в далеком прошлом могли иметь гораздо более серьезное значение: "чур чура!" и "чур меня!" - "не трогай меня, не бей, не убивай"; "чур не я!" - "я не участвую в драке", "я никого не трогаю". Этот вопрос был уже затронут выше.
Отсюда вытекает второе истолкование слова "чур" - "граница", "рубеж", "межа", "мера" (пределы последней и
обозначены в слове "чересчур"). Учитывая отсутствие
достоверных, в том числе и фольклорных данных, позволяющих
подробно охарактеризовать функции Чура, - трудно настаивать на
какой-то одной трактовке. О древности и распространенности слов
с корнем "чур" свидетельствуют также фамилия известных русских
купцов Чуриных и имя одного из младших былинных богатырей -
Чурилы Пленковича, образ которого в сопоставлении с функциями Бога Гермеса был скрупулезно проанализирован в 1-й части в разделе, посвященном русским былинам. Вариантом имени Чур является Щур (некоторые видят в нем самостоятельное Божество); исключительно по лексическому и этимологическому смыслу можно догадаться о некоторых дополнительных функциях Чура-Щура. Во-первых, корень "щур" входит в состав слова "пращур" ("предок"), учитывая чрезвычайную важность данного понятия в родо-племенных отношениях, можно предположить, что в системе мифологических воззрений наших предков Чур-Щур занимал далеко не последнее место. Во-вторых, от корня "щур" образовано живое слово "щуриться", что наводит на мысль: одним из отличительных качеств Бога Чура-Щура была функция, связанная со зрением, глазами (которые только и могут щуриться). Из славянской мифологии известно аналогичное Божество. Это Вий - враждебное
мифическое существо (в одной из сказок из афанасьевского сборника он отождествлен с Чудом-Юдом). У Вия огромные тяжелые веки и всегда закрытые глаза, откроешь их (а для этого потребуются по меньшей мере вилы) - и чудовище умертвит все
вокруг себя. Имя Вий проистекает от близких по своему происхождению слов "ведать" и "вежды", происходящих от древнеарийского и общеиндоевропейского понятия "Веды". Вполне обоснованно связать в единую этимологическую русско-санскритскую цепочку и слова "чур-щур-шур" (шюр)". Другое дело, что за тысячелетия самостоятельного развития языков и обособленных народов смыслы близкородственных слов могли значительно измениться.
Коля
На первый взгляд не должна вызывать каких-либо сомнений производность уменьшительного имени Коля от исходного Николай: налицо вроде бы полное совпадение корня "кол" в полной и сокращенной формах.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187