Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Скачать 391.92 Кбайт
Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Фаллоподобные камни внутри и рядом со святилищами -
повсеместное явление мировой культуры, молчаливо
свидетельствующее о былой борьбе за утверждение патриархальных
отношений. При утверждении и экспансии мировых религий вновь
создаваемые храмы нередко воздвигались на месте прежних
святилищ, символизируя тем самым окончательное сокрушение
прежнего культа. При этом камни как объект языческого
поклонения или составные части культовых сооружений, как
правило, сохранялись и вмонтировались в сооружаемые
христианские храмы. В конце XIV века посланец Тевтонского
ордена граф Конрад Кибург посетил Литву, в то время
сравнительно недавно порвавшую с язычеством. Известен подробный
дневник этого путешествия. В частности, немецкий лазутчик
описывает кафедральный собор в Вильне, воздвигнутый на месте
языческого святилища с использованием его каменных стен и, быть
может, других элементов, например, множества массивных столбов
внутри храма. Отмечается также, что алтарь намеренно был
установлен в том месте, где когда-то горел неугасаемый огонь
Перкунаса (литовский эквивалент русского Перуна). В окрестности Вильны граф также встречал повсюду разрушенные каменные святилища язычников, посвященные разным Божествам, на их месте строились христианские храмы84. Под собором Святого Стефана в Вене и поныне существуют катакомбы с остатками языческого алтаря. Точно так же испанские конкистадоры после разгрома империй ацтеков и инков воздвигли католические соборы в Мехико и Куско на месте разрушенных до основания храмов Солнца.
Как отмечают авторитетные историки русской церкви, фаллоподобные камни, наряду со священными деревьями, долгое время сохранялись вблизи православных храмов - особенно в
сельской местности. Правда, постепенно древнеязыческие камни
стали связывать с культом христианских святых, а фаллообразные
столбы - "дополнять" до фигуры креста85. Древнее почитание
камней в скрытом виде сохранилось и в самом христианстве.
Святые места в Иерусалиме, связанные с распятием и воскресением Христа, объединяют несколько священных камней: Голгофу - скалу, где покоился исполинский череп Праотца Адама, окропленный кровью Спасителя; сам гроб Господен, представляющий узкую каменную пещеру и камень близ нее, на котором сидел ангел, возвестивший о воскресении Христа.
В русской житийной литературе отмечены далеко не единичные факты поклонения камням, - как правило, большим. Еще в прошлом веке в Одоевском уезде Тульской губернии окрестные жители "клали требы" двум большим камням, прозванным Баш и Башиха86. Столбы - объекты поклонения православного люда - не обязательно и не всегда были каменными. Польский путешественник и дипломат Эрих Лассота, направленный в конце ХVI века императором Священной Римской империи к запорожским казакам, обнаружил огромный культовый деревянный столб не где-нибудь, а в одной из пещер Киево-Печерской лавры (!), возле каменной гробницы великана-богатыря Чоботка, прозванного так за то, что сумел перебить нападавших врагов сапогом-чоботом. Вопрос о тождественности Чоботка и Ильи Муромца (на чем настаивают некоторые ученые) остается открытым, так как, по свидетельству все того же Лассоты, могила Ильи находилась совсем в другом месте - в разрушенном пределе Софийского собора. "Против того алтаря [где похоронен Чоботок. - В.Д.], - описывает польский путешественник, - стоит деревянный столб во всю высоту пещеры, такой толщины, что человек может обнять его руками. Рассказывают, что человек, страждущий тяжкою болезнью, излечивается, если, быв привязан к этому столбу, проведет ночь в таком положении"87.
Культ камней и фаллических стел в виде обтесанных столбов с закругленной верхней частью играл главенствующую роль и в верованиях древних семитов, а также других народов, живших в Месопотамии, Финикии, Палестине и т.д., в том числе - у
древних евреев и арабов. Библия наполнена упоминаниями о
каменных фетишах, впоследствии вытесненных и искорененных
иудаизмом, христианством и исламом (хотя намек на "каменное
происхождение" сохранился в одном из главных эпитетов
древнееврейского Бога - Скала Израиля). Точно так же и у
арабов до возникновения ислама камни были одним из главных
объектов поклонения. Один из них - так называемый "черный
камень" (предположительно метеоритного происхождения) до сих
пор остается одной из важнейших мусульманских святынь,
хранящихся в кубическом храме Кааба в Мекке. Но и сохранившиеся
древние фаллические столбы, именуемые "массеба", продолжают
служить у арабов объектом суеверного почитания (фото одного из
таких фаллических менгиров выше человеческого роста см. в кн.:
Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. М.,
1937. С. 109).
Арабский историк VIII в. н.э. Ибн аль-Кальби в свое
время написал целый трактат "Книга об идолах", где подробно
описал древние камни-фетиши, которым поклонялись арабы.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187