Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Скачать 391.92 Кбайт
Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Попытка представить русскую сказку, былину, песню, заговор и т.д. вне их обусловленности народным бытием во всех нюансах его исторического развития оборачивается искаженным истолкованием этих ценнейших памятников русской культуры, отразивших все основные вехи ее становления.
У нас ведь как принято относится к фольклорным произведениям? К сказке, например? Как к чисто развлекательному жанру. А сказке той, быть может, десятки тысяч лет и донесла она до нынешних дней дыхание наших далеких прапредков, осколки их тотемного мышления, наивно-целостного миросозерцания. Или так называемый обрядовый фольклор, связанный в том числе и с древнейшими народными празднествами: Коляда, Масленица, Кострома, Иван Купала и др. Здесь соединено все - и остатки
языческого мировоззрения, и сакральный символизм, и первобытный
ритуал, и песни, и танцы, и карнавал. Традиции, возникшие в
глубинах веков и тысячелетий, передавались из поколения в
поколение, закреплялись в слове и обрядовой символике,
демонстрируя нераздельность человека и высших космических сил,
проявлявшихся в смене времен года, дня и ночи, закономерностях
движения на небосводе (иллюзорного, как известно) Солнца, Луны,
других светил и звезд.
На первый взгляд нет ничего на свете более несхожего, чем наука и фольклор. Но если вдуматься - есть между ними одна
несомненно общая черта. Это - способ описания и
воспроизведения действительности. И наука и фольклор пользуются
одним и тем же универсальным языком символов.
Символическую форму имеют и логические абстракции, и философские категории, и художественные образы, и мифологические сюжеты, и фольклорные мотивы (все они облачены в словесно-знаковую, а следовательно - символическую оболочку).
Естественные науки предпочитают излагать добытое позитивное знание на символическом языке математики или иным способом -
как это имеет место в химических формулах. Может быть, такова вообще природа человека - отражать мир в символической форме?
А может быть, сам человек и есть главный символ Мироздания и источник всех прочих символов? Символы не существуют сами по себе, а в качестве таковых они должны быть преломлены через сознание. На Земле человек - главный носитель сознания. Как
Микрокосм он создает образ, картину, символ Микрокосма, преломляя его через свое сознание. Следовательно, и сам человек выступает как обобщенный символ Макрокосма.
Человек привержен, привязан к знакам и символам как некоторым обобщающим реальным ориентирам, отторгнутым в субстратной форме от него самого (им самим или объективно вычлененных природой). Человек и человечество просто не могут существовать без знаков и символов, представляя и сам Космос в виде глобального небесно-звездного символа. Ибо то звездное небо, что дано человеку в виде зрительных ощущений: набор структурно-организованных созвездий, изменяющих свое положение в течение ночи и перемещающихся среди них по определенным законам Луны и планет (а днем - Солнца), - все это всего лишь
результат местоположения и размещения самого человека на
вращающейся планете Земле. Но познает он Большой Космос,
отталкиваясь именно от этой картины-символа звездного неба,
проникая в глубь Вселенной и открывая ее подлинные законы.
Происходит это путем преодоления самоочевидной и чувственно данной картины и построения на основе достигнутых знаний той или иной научной модели, приближающей нас к постижению истины.
Космический знак (как и всякий знак вообще) - всегда некоторое вторичное явление, указывающее на некоторую скрытую
первопричину, далеко не всегда явную и доступную
непосредственному познанию. В этом смысле непрерывную смену дня
и ночи можно рассматривать как соответствующие знаки,
указывающие на подлинную причину - вращение Земли вокруг
собственной оси. Точно так же циклическая смена времен года
(весна - лето - осень - зима) - следствие движения Земли
вокруг Солнца, обусловленное высшими космическими силами. Для
людей же смена дня и ночи или смена времен года может выступать
в форме определенных знаков, проверенных многократным опытом и
служащих точкой отсчета множества других явлений, событий и
необходимых действий. Например, спиралевидный орнамент,
пронизывающий историю мировой культуры от самых ее истоков,
имеет несомненную космическую кодировку. Вопрос лишь в том:
воспринял ли человек этот космический символ самостоятельно или
же сам Космос обладает неведомыми пока каналами, и по ним
передаются и кодируются соответствующие закономерности. Так или
иначе, спиралевидные структуры пронизывают не только разумную
жизнь на Земле, но и ее бессознательные формы (раковины
некоторых моллюсков).
Сущность не только людских отношений, но и отношений всего животного мира - в выполнении разного рода обрядностей.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187