Библиотека >> Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Скачать 391.92 Кбайт
Тайны русского народа: В поисках истоков Руси

Искусный строитель
и мастер Дедал построил критскому царю Миносу легендарный
лабиринт, где был в конечном счете и заточен (после многих
перипетий, связанных с царицей Пасифаей - дочерью
Солнца-Гелиоса). Дедал сделал крылья себе и своему сыну Икару и они оба бежали из темницы, "путь небывалый держа к студеным звездам Медведиц", так обозначает их маршрут Вергилий в "Энеиде"; в другом переводе: "Необычайным путем он к Арктам выплыл холодным" (VI, 16). Иными словами, Дедал с Икаром направлялись на Север, к Гиперборее - родине лабиринтов,
откуда, вероятнее всего, и были прапредки эгейцев (а затем и эллинов): двигаясь с Севера на Юг, они повсюду оставляли знаки лабиринтов и спиралей, в том числе - в украшениях и орнаменте
(так называемый спирально-меандровый стиль - символ целой культуры). Но полет отца и сына оказался неудачным. Икар погиб,
а Дедал приземлился на острове Эвбея, посвятив свои крылья Аполлону. Остается еще раз напомнить об умении гиперборейцев летать: через них Дедал мог овладеть техникой полета. И ведь именно на территории древней Гипербореи до сих пор сохранились каменные лабиринты - прообразы критского лабиринта.
Кстати, в легендах о Дедале присутствует и спираль как пароль узнавания и символ лабиринта. Скрываясь от Миноса, Дедал оказался на Сицилии, в те времена она именовалась Сиканией, а ее жители - сиканами. Между тем Минос в погоне за Дедалом
повсюду возил с собой закрученную спираль в виде морской
раковины, обещая большую награду тому, кто проденет в нее нить.
Царь сиканов Кокал, спрятавший Дедала, сумел предложить решение, естественно, подсказанное ему хитроумным беглецом. В глухом конце раковины было просверлено отверстие и смазано медом. С другой стороны к приманке пустили муравья, обвязанного паутиной, который насквозь прошел через спираль раковины. Задача Миноса была решена. Но владыка Средиземноморья тотчас же догадался, что Дедал находится где-то рядом: только он знал искомый ответ. И все же Дедал не вернулся назад в темницу, так как царя Миноса сварили в кипятке во время купания. Этот мотив в сильно видоизмененной форме сохранился и в русском фольклоре, откуда его заимствовал П.П.Ершов, использовав в сказке "Конек-горбунок", где царь также сваривается в кипятке.
Теперь вновь обратимся к Соловецким спиралевидным лабиринтам. Можно ли понять и расшифровать их подлинный смысл и назначение? Начнем с того, что каменные спирали (рис.53) -
лишь часть общих мегалитических комплексов, находящихся на
Соловецких островах . Аналогичные спиралевидные изображения встречаются и в других частях Северной Европы68, включая Россию (рис.54, 54-а). Лабиринты и спирали или их изображения зафиксированы на всех континентах: в Африке (где в Египте их описал еще Геродот, но встречаются они и в Сахаре, и в Заире, и далее - до самого Юга), в Азии (рис. 55, 56), в Америке (рис.
57, 57-а) и в Австралии (рис. 58), вплоть до Новой Зеландии, где спиралевидный орнамент обнаруживается в татуировках маори
- коренного населения этой далекой южной страны (рис.59), (впрочем, оно появилось там сравнительно недавно - в начале нынешнего тысячелетия, мигрировав из Океании). В ином обличии
предстает спиральный символ Древней Прародины в Южной Америке: помимо традиционного орнамента, он зафиксирован также в виде гигантского изображения обезьяны со свернутым в спираль хвостом (рис.60) - один из многочисленных и неразгаданных древнейших
рисунков в пустыне Наска. Рядом с этими хорошо известными, но до сих пор не объясненными наукой, рисунками имеется множество собственно спиралей - огромных и находящихся несколько в
стороне от песчаной картинной галереи.
В Андах обнаружен огромный обтесанный 20 000-тонный каменный блок (размером с 4-этажный дом), сплошь покрытый спиралями, - его происхождение и назначение также никто не в
состоянии объяснить. В Северной и Центральной Америке
аналогичная ситуация: спиралевидный мотив фигурирует в самых
разнообразных формах. Его своеобразным символом могут служить
спиральные завитки в виде "бараньих рогов" на громадных
головных изваяниях главного Бога многих доколумбовых
цивилизаций - Кецалькоатля (Пернатого Змея), известные по
знаменитому храму-пирамиде в мертвом городе Теотиуакане
(Мексика). Спиралевидные мотивы в искусстве индейцев Южной
Америки зафиксированы также в культурах майя, Тайрона (Колумбия) и Чавин (Перу) (см., напр., рис. в кн.: Исчезнувшие народы. М., 1987. С. 126 - 127, 138).
Для полноты картины можно дать еще одну иллюстрацию - золотую статуэтку индейского Птицебога-спираленосца, играющего
на флейте: в качестве жертвы она была брошена когда-то в
священный колодец Чичен-Ица (Мексика, п-ов Юкатан) и извлечена
оттуда археологами (рис.61). Как нетрудно убедиться,
американский спиралевидный узор мало чем отличается от
аналогичных орнаментов Старого Света.
Все это само по себе является лучшим свидетельством в пользу общего происхождения культур Древнего мира.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187