Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
. Скрытая мстительность,
маленькая зависть стали господами! Разом
поднялось наверх всё жалкое, страдающее само
по себе, охваченное дурными чувствами, весь
душевный мир гетто!.. Нужно только почитать
какого-нибудь христианского агитатора, например
св. Августина, чтобы понять, чтобы почувствовать
обонянием, какие нечистоплотные существа
выступили тогда наверх. Совершенно обманулись
бы, если бы предположили недостаток ума у вождей
христианского движения: о, они умны, умны до
святости, эти господа отцы церкви! Им недостаёт
совсем иного. Природа ими пренебрегла, — она
забыла уделить им скромное приданое честных,
приличных, чистоплотных инстинктов... Между
нами будь сказано, это не мужчины... Если ислам
презирает христианство, то он тысячу раз прав:
предпосылка ислама — мужчины...
60 Христианство погубило жатву античной культуры,
позднее оно погубило жатву культуры ислама.
Чудный мавританский культурный мир Испании, в
сущности более нам родственный, более
говорящий нашим чувствам и вкусу, чем Рим и
Греция, был растоптан (— я не говорю, какими
ногами). Почему? потому что он обязан своим
происхождением благородным мужественным
инстинктам, потому что он утверждал жизнь также и
в её редких мавританских утончённостях...
Крестоносцы позже уничтожали то, перед чем им
приличнее было бы лежать во прахе, — культуру,
сравнительно с которой даже наш девятнадцатый
век является очень бедным, очень «запоздавшим».
— Конечно, они хотели добычи: Восток был богат...
Однако смущаться нечего. Крестовые походы были
только пиратством высшего порядка, не более того!
Немецкое дворянство, в основе своей — дворянство
викингов, было, таким образом, в своей стихии:
церковь знала слишком хорошо, как ей быть с
немецким дворянством... Немецкое дворянство —
всегдашние «швейцарцы» церкви, всегда на службе
у всех дурных инстинктов церкви, но на хорошем
жалованье... Как раз церковь, с помощью
немецких мечей, немецкой крови и мужества, вела
смертельную войну со всем благородным на земле! В
этом пункте сколько наболевших вопросов!
Немецкого дворянства почти нет в истории
высшей культуры, и можно догадаться
почему:христианство, алкоголь — два великих
средства разложения... Не может быть выбора между
исламом и христианством, так же как между арабом
и иудеем. Решение дано, и никто не волен выбирать.
Или мы чандала или не чандала... «Война с
Римом на ножах! Мир, дружба с исламом»: так
чувствовал, так поступал тот великий
свободный дух, гений среди немецких императоров,
Фридрих Второй. Как? неужели, чтобы прилично
чувствовать, немцу нужно быть гением, свободным
духом? Я не понимаю, как немец мог когда-нибудь
чувствовать по-христиански... 61 Здесь необходимо коснуться воспоминаний, ещё в сто раз более мучительных для немцев. Немцы лишили Европу последней великой культурной жатвы, которую могла собрать Европа, — культуры Ренессанса. Понимают ли наконец, хотят ли понять, что такое был Ренессанс? Переоценка христианских ценностей, попытка доставить победу противоположным ценностям, благородным ценностям, при помощи всех средств, инстинктов, всего гения... До сих пор была только эта великая война, до сих пор не было постановки вопросов более решительной, чем постановка Ренессанса, — мой вопрос есть его вопрос: никогда нападение не было проведено более основательно, прямо, более строго по всему фронту и в центре! Напасть в самом решающем месте, в самом гнезде христианства, здесь возвести на трон благородные ценности, я хочу сказать, возвести их в инстинкты и глубокие потребности и желания там восседающих... Я вижу перед собой возможность совершенно неземного очарования и прелести красок: мне кажется, что она сверкает всем трепетом утончённой красоты, что в ней искусство действует так божественно, так чертовски божественно, что напрасно мы искали бы в течение тысячелетий второй такой возможности; я вижу зрелище, столь полное смысла и вместе с тем удивительно парадоксальное, что все божества Олимпа имели бы в нём повод к бессмертному смеху, — Чезаре Борджа папа... Понимают ли меня?.. Это была бы победа, которой в настоящий момент добиваюсь только я один: тем самым христианство было уничтожено! — Но что случилось? Немецкий монах Лютер пришёл в Рим. Этот монах, со всеми мстительными инстинктами неудавшегося священника, возмутился в Риме против Ренессанса... Вместо того, чтобы с глубокой благодарностью понять то чудовищное, что произошло, — победу над христианством в его гнезде, он лишь питал этим зрелищем свою ненависть. | ||
|