Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
Они
господствуют не потому, что хотят, но потому, что
они существуют; им не предоставлена свобода
быть вторыми. — Вторые — это стражи права,
опекуны порядка и безопасности, это благородные
воины, это прежде всего король, как высшая
формула воина, судьи и хранителя закона. Вторые —
это исполнители сильных духом, их ближайшая
среда, то, что берёт на себя всё грубое в
господстве) их свита, их правая рука, их лучшие
ученики. — Во всём, повторяю, нет ничего
произвольного, ничего «деланного»; всё, что нe
так, то сделано, — природа там опозорена...
Порядок каст, иерархия, только и формулирует
высший закон самой жизни; разделение трёх типов
необходимо для поддержания общества, для того,
чтобы сделать возможными высшие и наивысшие
типы, — неравенство прав есть только условие
к тому, чтобы вообще существовали права. — Право
есть привилегия. Преимущество каждого в
особенностях его бытия. Не будем низко оценивать
преимущества посредственных. Жизнь, по мере возвышения,
всегда становится суровее, — увеличивается
холод, увеличивается ответственность. Высокая
культура — это пирамида: она может стоять только
на широком основании, она имеет, как предпосылку,
прежде всего сильную и здоровую
посредственность. Ремесло, торговля, земледелие, наука,
большая часть искусств, одним словом, всё, что
содержится в понятии специальной
деятельности, согласуется только с
посредственным — в возможностях и желаниях;
подобному нет места среди исключений,
относящийся сюда инстинкт одинаково
противоречил бы как аристократизму, так и
анархизму. Чтобы иметь общественную полезность,
быть колесом, функцией, для этого должно быть
естественное призвание: не общество, а род счастья,
к которому способно только большинство, делает
из них интеллигентные машины. Для
посредственностей быть посредственностью есть
счастье; мастерство в одном, специальность — это
естественный инстинкт. Было бы совершенно
недостойно более глубокого духа в
посредственности самой по себе видеть нечто
отрицательное. Она есть первая необходимость
для того, чтобы существовали исключения: ею
обусловливается высокая культура. Если
исключительный человек относится к
посредственным бережнее, чем к себе и себе
подобным, то это для него не вежливость лишь, но
просто его обязанность... Кого более всего я
ненавижу между теперешней сволочью? Сволочь
социалистическую, апостолов чандалы, которые
хоронят инстинкт, удовольствие, чувство
удовлетворённости рабочего с его малым бытием, —
которые делают его завистливым, учат его мести...
Нет несправедливости в неравных правах,
несправедливость в притязании на «равные»
права... Что дурно? Но я уже сказал это: всё, что
происходит из слабости, из зависти, из мести.
— Анархист и христианин одного происхождения.
58 Конечно, есть различие, с какою целью лгут: для того ли, чтобы поддерживать или чтобы разрушать. Сравним христианина и анархиста: их цель, их инстинкт ведёт только к разрушению. Доказательство этого положения можно вычитать из истории: она представляет его с ужасающей ясностью. Мы только что познакомились с религиозным законодательством, целью которого было «увековечить» великую организацию общества — высшее условие для того, чтобы преуспевала жизнь; христианство нашло свою миссию в том, чтобы положить конец такой организации, потому что в ней преуспевает жизнь. С давно прошедших времён эксперимента и неуверенности разум должен был отложить там свои плоды для дальнейшего пользования, и собранная жатва была так обильна, так совершенна, как только возможно: здесь, наоборот, жатва была отравлена за ночь... То, что составляло aere perennius — imperium Romanum, самая грандиозная форма организации при труднейших условиях, такая форма, какая до сих пор могла быть только достигнута, в сравнении с которой всё прошедшее и последующее есть только кустарничество, тупость, дилетантизм, — из всего этого те святые анархисты сделали себе «благочестие» с целью разрушить «мир», т. е. imperium Romanum, так, чтобы не осталось камня на камне, пока германцы и прочий сброд не сделались над ним господами... Христианин и анархист: оба decadents, оба не способны действовать иначе, как только разлагая, отравляя, угнетая, высасывая кровь, оба — инстинкт смертельной ненависти против всего, что возвышается, что велико, что имеет прочность, что обещает жизни будущность... Христианство было вампиром imperii Romani; за ночь погубило оно огромное дело римлян — приготовить почву для великой культуры, требующей времени. — Неужели всё ещё этого не понимают? Известная нам imperium Romanum, с которой мы лучше всего знакомимся из истории римских провинций, это замечательнейшее художественное произве | ||
|