Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
.. И сам он, такой
бледный, такой слабый, такой decadent... Даже самые
бледные из бледных, господа метафизики,
альбиносы понятия, стали над ним господами.
Метафизики опутывали его своей пряжей до тех пор,
пока он сам, загипнотизированный их движениями,
не сделался пауком, сам не сделался
метафизикусом. Теперь он уже прял мир из самого
себя — sub specie Spinozae — теперь он сам преображался,
всё утончаясь и бледнея; он стал «идеалом», стал
«чистым духом», стал «absolutum», стал «вещью в
себе»... Падение божества: Бог стал «вещью в
себе»...
18 Христианское понятие о божестве (Бог как Бог
больных, Бог как паук, Бог как дух) — это понятие
есть одно из самых извращённейших понятий о
божестве, какие только существовали на земле;
быть может, оно является даже измерителем той
глубины, до которой может опуститься тип
божества в его нисходящем развитии. Бог,
выродившийся в противоречие с жизнью, вместо
того чтобы быть её просветлением и вечным её утверждением!
Бог, объявляющий войну жизни, природе, воле к
жизни! Бог как формула всякой клеветы на
«посюстороннее», для всякой лжи о
«потустороннем»! Бог, обожествляющий «ничто»,
освящающий волю к «ничто»!.. 19 Сильные расы северной Европы не оттолкнули от
себя христианского Бога, и это не делает чести их
религиозной одарённости, не говоря уже о вкусе.
Они должны бы справиться с таким
болезненным и слабым выродком decadence. Но за то, что
они не справились с ним, на них лежит проклятие:
они впитали во все свои инстинкты болезненность,
дряхлость, противоречие, они уже не создали
с тех пор более никакого Бога! Почти два
тысячелетия — и ни одного нового божества! Но всё
ещё он и как бы по праву, как бы ultimatum и maximum
богообразовательной силы, creator spiritus в человеке, —
всё он, этот жалкий Бог христианского
монотонотеизма! Этот гибрид упадка,
образовавшийся из нуля, понятия и противоречия, в
котором получили свою санкцию все инстинкты
decadence, вся трусливость и усталость души!.. 20 Осуждая христианство, я не хотел бы быть несправедливым по отношению к родственной религии, которая даже превосходит христианство числом своих последователей: по отношению к буддизму. Обе принадлежат к нигилистическим религиям, как религии decadence, и обе удивительно непохожи одна на другую. Теперь их уже можно сравнивать, и за это критик христианства должен быть глубоко благодарен индийским учёным. Буддизм во сто раз реальнее христианства, — он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием «Бог» уже было покончено, когда он явился. Буддизм есть единственная истинно позитивистская религия, встречающаяся в истории; даже в своей теории познания (строгом феноменализме) он не говорит: «борьба против греха», но, с полным признанием действительности, он говорит: «борьба против страдания». Самообман моральных понятий он оставляет уже позади себя, — и в этом его глубокое отличие от христианства — он стоит, выражаясь моим языком, по ту сторону добра и зла. — Вот два физиологических факта, на которых он покоится и которые имеет в виду: первое — преувеличенная раздражительность, выражающаяся в утончённой чувствительности к боли, второе — усиленная духовная жизнь, слишком долгое пребывание в области понятий и логических процедур, ведущее к тому, что инстинкт личности, ко вреду для себя, уступает место «безличному» (оба состояния, по опыту известные, по крайней мере некоторым из моих читателей — «объективным» подобно мне самому). На основе этих физиологических условий возникло состояние депрессии, против него-то и выступил со своей гигиеной Будда. Он предписывает жизнь на свежем воздухе, в странствованиях; умеренность и выбор в пище, осторожность относительно всех спиртных; предусмотрительность также по отношению ко всем аффектам, вырабатывающим желчь, разгорячающим кровь, — никаких забот ни о себе, ни о других. Он требует представлений успокаивающих или развеселяющих — он изобретает средства отучить себя от других. Он понимает доброту, доброжелательное настроение как требование здоровья. Молитва исключается, равно как и аскеза; никакого категорического императива, никакого принуждения вообще, даже внутри монастырской общины (откуда всегда возможен выход). Всё это было бы средствами к усилению преувеличенной раздражительности. Поэтому именно он не требует никакой борьбы с теми, кто иначе думает; его учение сильнее всего вооружается против чувства мести, отвращения, ressentiment ( — «не путём вражды кончается вражда» — трогательный рефрен всего буддизма). И это с полным правом: именно эти аффекты были бы вполне нездоровы по отношению к главной, диететической, цели. | ||
|