Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
—
Христианство имеет в основании несколько
тонкостей, принадлежащих Востоку. Прежде всего
оно знает, что само по себе безразлично, истинно
ли то или другое, но в высшей степени важно, насколько
верят, что оно истинно. Истина и вера, что
известная вещь истинна, — это два мира совсем
отдельных, почти противоположных интересов:
к тому и другому ведут пути, в основе совершенно
различные. Знать это — значит на Востоке быть
почти мудрецом: так понимают это брамины, так
понимает Платон, так же каждый ученик
эсотерической мудрости. Если, например, счастье
заключается в том, чтобы верить в спасение от
греха, то для этого нет необходимости в
предположении, чтобы человек был грешен, но
только, чтобы он чувствовал себя грешным. Но
если вообще прежде всего необходима вера, то
разум, познание, исследование необходимо
дискредитировать: путь к истине делается запрещённым
путём. — Сильная надежда есть гораздо
больший жизненный стимул, чем какое бы то ни
было действительно наступившее счастье.
Страдающих можно поддержать надеждой, которая не
может быть опровергнута действительностью,
которая не устраняется осуществлением, —
надеждой на потустороннее. (Именно благодаря
этой способности поддерживать несчастных
надежда считалась у греков злом, изо всех зол
единственно коварным злом: она осталась в
ларце зла.) — Чтобы была возможна любовь, Бог
должен быть личностью; чтобы могли при этом
заговорить самые низшие инстинкты, Бог должен
быть молод. Чтобы воспламенить женщин, надо было
выдвинуть на передний план прекрасного святого,
для мужчин — Марию. Всё это при предположении,
что христианство будет господствовать там, где понятие
культа уже определилось культом Афродиты или
Адониса. Требование целомудрия усиливает
внутренний пыл религиозного инстинкта — оно
делает культ горячее, мечтательнее, душевнее. —
Любовь есть такое состояние, когда человек по
большей части видит вещи не такими, каковы
они есть. Здесь господствует сила иллюзии,
одновременно преображающая и услаждающая.
При любви можно перенести больше, можно
вытерпеть всё. Необходимо изобрести религию,
которая была бы преисполнена любви, с любовью
можно перейти через самое плохое в жизни: его уже
и вовсе не замечаешь. Вот что можно сказать о трёх
христианских добродетелях: вере, надежде, любви;
я называю их тремя христианскими хитростями. —
Буддизм слишком зрел и к тому же слишком
позитивистичен для того, чтобы прибегать к
подобным хитростям. 24 Я здесь только коснусь проблемы возникновения
христианства. Первое положение к её решению
гласит: христианство Евреи — это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросом: быть или не быть, со внушающей ужас сознательностью предпочли быть какою бы то ни было ценою: и этою ценою было радикальное извращение всей природы, всякой естественности, всякой реальности, всего внутреннего мира, равно как и внешнего. Они оградили себя от всех условий, в которых до сих пор народ мог и должен был жить, они создали из себя понятие противоположности естественным условиям, непоправимым образом обратили они по порядку религию, культ, мораль, историю, психологию в противоречие к естественным ценностям этих понятий. Подобное явление встречаем мы ещё раз (и в несравненно преувеличенных пропорциях, хотя это только копия): христианская церковь по сравнению с «народом святых» не может претендовать на оригинальность. Евреи вместе с тем самый роковой народ всемирной истории: своими дальнейшими влияниями они настолько извратили человечество, что ещё теперь христианин может чувствовать себя анти-иудеем, не понимая того, что он есть последний логический вывод иудаизма. В «Генеалогии морали» я впервые представил психологическую противоположность понятий благородной морали и морали ressentiment, выводя последнюю из отрицания первой; но эта последняя и есть всецело иудейско-христианская мораль. Чтобы сказать Нет всему, что представляет на земле восходящее движение жизни, удачу, силу, красоту, самоутверждение, — инстинкт ressentiment, сделавшийся гением, должен был изобрести себе другой мир, с точки зрения которого это утверждение жизни являлось злом, недостойным само по себе. | ||
|