Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
Знаками крови писали они на пути, по которому они шли, и их безумие учило, что кровью свидетельствуется истина. Но кровь — самый худший свидетель истины; кровь отравляет самое чистое учение до степени безумия и ненависти сердец. А если кто и идёт на огонь из-за своего учения —
что же это доказывает! Поистине, совсем другое
дело, когда из собственного горения исходит
собственное учение (II, 350) [II 66]. 54 Пусть не заблуждаются: великие умы — скептики.
Заратустра — скептик. Крепость, свобода,
вытекающие из духовной силы и её избытка, доказываются
скептицизмом. Люди убеждения совсем не входят в
рассмотрение всего основного в ценностях и
отсутствии таковых. Убеждение — это тюрьма. При
нём не видишь достаточно далеко вокруг, не видишь
под собой: а между тем, чтобы осмелиться
говорить о ценностях и неценностях, нужно
оставить под собой, за собой пятьсот
убеждений... Дух, который хочет великого, который
хочет также иметь и средства для этого великого,
по необходимости будет скептик. Свобода от
всякого рода убеждений — это сила, это способность
смотреть свободно... Великая страсть, основание и
сила бытия духа ещё яснее, ещё деспотичнее, чем
сам дух, пользуется всецело его интеллектом: она
заставляет его поступать, не сомневаясь; она даёт
ему мужество даже к недозволенным средствам; она разрешает
ему при известных обстоятельствах и убеждения.
Убеждение как средство: многого можно
достигнуть только при посредстве убеждения.
Великая страсть может пользоваться убеждениями,
может их использовать, но она не подчиняется им —
она считает себя суверенной. — Наоборот:
потребность в вере, в каком-нибудь безусловном Да
или Нет, в карлейлизме, если позволительно так
выразиться, — есть потребность слабости.
Человек веры, «верующий» всякого рода, — по
необходимости человек зависимый, — такой,
который не может полагать себя как цель и
вообще полагать цели, опираясь на себя.
«Верующий» принадлежит не себе, он может быть
только средством, он должен быть использован,
он нуждается в ком-нибудь, кто бы его использовал.
Его инстинкт чтит выше всего мораль
самоотвержения; всё склоняет его к ней: его
благоразумие, его опыт, его тщеславие. Всякого
рода вера есть сама выражение самоотвержения,
самоотчуждения... Пусть взвесят, как необходимо
большинству что-нибудь регулирующее, что
связывало бы их и укрепляло внешним образом, как
принуждение, как рабство в высшем значении
этого слова, — единственное и последнее условие,
при котором преуспевает слабовольный человек,
особенно женщина, — тогда поймут, что такое
убеждение, «вера». Человек убеждения имеет в этом
убеждении свою опору. Не видеть многого, ни в
чём не быть непосредственным, быть насквозь
пропитанным духом партии, иметь строгую и
неуклонную оптику относительно всех ценностей —
всё это обусловливает вообще существование
такого рода людей. Но тем самым этот род
становится антагонистом правдивости, —
истины... Верующий не волен относиться по совести
к вопросу об «истинном» и «неистинном»; сделайся
он честным в этом пункте, это тотчас повело
бы его к гибели. Патологическая обусловленность
его оптики из убеждённого человека делает
фанатика — Савонаролу, Лютера, Руссо, Робеспьера,
Сен-Симона, — тип, противоположный сильному,
ставшему свободным духу. Но величавая поза
этих больных умов, этих умственных
эпилептиков, действует на массу, — фанатики
живописны; человечество предпочитает смотреть
на жесты, чем слушать доводы... 55 — Ещё один шаг в психологию убеждения, «веры». Давно уже меня интересовал вопрос, не являются ли убеждения более опасными врагами истины, чем ложь. («Человеческое слишком человеческое» афоризмы 54 и 483.) На этот раз я ставлю решающий вопрос: существует ли вообще противоположение между ложью и убеждением? — Весь мир верит в это; но чему только не верит весь мир! — Всякое убеждение имеет свою историю, свои предварительные формы, свои попытки и заблуждения: оно становится убеждением после того, как долгое время не было им и ещё более долгое время едва им было. Как? неужели и под этими эмбриональными формами убеждения не могла скрываться ложь? — Иногда необходима только перемена личностей: в сыне делается убеждением то, что в отце было ещё ложью. — Ложью я называю: не желать видеть того, что видят, не желать видеть так, как видят, — неважно, при свидетелях или без свидетелей ложь имеет место. Самый обыкновенный род лжи тот, когда обманывают самих себя: обман других есть относительно уже исключительный случай. — В настоящее время это нежелание видеть то, что видят, и нежелание видеть так, как видят, есть почти первое условие для всех партийных в каком бы то ни было смысле: человек партии по необходимости лжец. | ||
|