Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
А церкви вторили
философы: ложь «нравственного миропорядка»
проходит через всё развитие даже новейшей
философии. Что означает «нравственный
миропорядок»? То, что раз навсегда существует
Божья воля на то, что человек может делать и чего
не может, что ценность народа и отдельной
личности измеряется тем, как много или мало он
повинуется Божьей воле; что в судьбах народа и
отдельной личности воля Божья оказывается господствующей,
т. е. наказывающей и награждающей, сообразно со
степенью послушания. — Действительность
вместо этой жалкой лжи гласит: тот человек —
паразит, который преуспевает на счёт всего
здорового в жизни, т. е. жрец, злоупотребляет
именем Бога: такое положение вещей, при котором
жрец определяет ценности, он называет «Царством
Божьим», средство, при помощи которого
достигается или поддерживается такое состояние,
он называет «волей Божьей»; с хладнокровным
цинизмом мерит он народы, времена, отдельные
личности меркою полезности или вреда для власти
жрецов. В самом деле: в руках еврейских жрецов великое
время истории Израиля сделалось временем упадка;
изгнание, продолжительное несчастье, обратилось
в вечное наказание за прошлые великие
времена, за те времена, когда жрец ещё был ничем.
Из сильных, весьма свободных, удачных
образов истории Израиля они сделали, сообразуясь
с потребностями, жалких проныр и ханжей или
«безбожников»; психологию всякого великого
события они упростили идиотской формулой
«послушания или непослушания Богу». Ещё шаг
далее: «Божья воля» (т. е. условие для
поддерживания власти жреца) должна быть известна,
— для этой цели необходимо «откровение».
По-немецки: является необходимость в великой
литературной фальсификации — открывается
«Священное Писание»; оно делается публичным со
всей иерархической помпой, с покаянными днями, с
воплями горести о «грехах». «Воля Божья» уже
давно известна: вся беда в том, что чуждаются
«Священного Писания»... Уже Моисей открыл «волю
Божью»... Что же произошло? Раз навсегда, со
строгостью, с педантизмом, формулировал жрец, что
хочет он иметь, «в чём Божья воля», вплоть до
больших и малых податей, которые должны были
платить ему (не были забыты и самые вкусные куски
мяса, так как жрец есть пожиратель бифштексов)... И
с тех пор вся жизнь устраивается так, что нигде
нельзя обойтись без жреца; во всех
естественных событиях жизни — при рождении,
браке, болезни, смерти, не говоря о «жертве»
(трапезе), — является священный паразит, чтобы лишить
всё это естественности, «освятить» их,
выражаясь его языком... Ибо нужно же понять это;
всякий естественный обычай, всякое естественное
учреждение (государство, судоустройство, брак,
попечение о бедных и больных), всякое требование,
исходящее от инстинкта жизни, — короче, все, что
имеет свою цену в самом себе, через
паразитизм жреца (или «нравственный
миропорядок») в основе своей лишается ценности,
становится противоценным, и даже более того:
в дополнение требуется санкция, — необходима сообщающая
ценность сила, которая, отрицая природу, сама создаёт
ценность... Жрец обесценивает природу, лишает
её святости: этой ценой он существует вообще.
— Неповиновение Богу, т. е. жрецу, «закону»,
получает теперь имя «греха»; средствами для
«примирения с Богом», само собой, являются такие
средства, которые основательнее обеспечивают
подчинение жрецу: только жрец «спасает». В каждом
жречески организованном обществе
психологически неизбежными делаются «грехи»:
они факторы власти, жрец живёт грехами, он
нуждается в том, чтобы «грешили»... Высшее
положение: «Бог прощает тому, кто раскаивается»;
по-немецки; кто подчиняется жрецу. —
27 На такой-то ложной почве, где всё естественное, всякая естественная ценность, всякая реальность возбуждала против себя глубочайшие инстинкты господствующего класса, выросло христианство, самая острая форма вражды к реальности, какая только до сих пор существовала. «Святой народ», удержавший для всего только жреческие оценки, только жреческие слова, и с ужасающей последовательностью заклеймивший всё, что на земле представляло ещё силу, словами «нечестивый», «мир», «грех», — этот народ выдвинул для своего инстинкта последнюю формулу, которая в своей логике доходила до самоотрицания: в лице христианства он отрицал последнюю форму реальности — он отрицал «святой народ», «избранный народ», самое иудейскую реальность. Случай первого ранга: маленькое мятежное движение, окрещённое именем Иисуса из Назарета, ещё раз представляет собою иудейский инстинкт, иначе говоря, жреческий инстинкт, который не выносит уже более жреца как реальность, который изобретает ещё более отвлечённую форму существования, ещё менее реальное представление о мире, чем то, которое обусловливается учреждением церкви. | ||
|