Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
.
39 — Я возвращаюсь, я рассказываю истинную
историю христианства. — Уже слово
«христианство» есть недоразумение, — в сущности
был только один христианин, и он умер на кресте.
«Евангелие» умерло на кресте. То, что с этого
мгновения называется «Евангелием», было уже
противоположностью его жизни: «дурная
весть», Dysangelium. До бессмыслицы лживо в «вере»
видеть примету христианина, хотя бы то была вера
в спасение через Христа; христианской может быть
только христианская практика, т.е. такая
жизнь, какою жил тот, кто умер на кресте... Ещё
теперь возможна такая жизнь, для известных
людей даже необходима: истинное, первоначальное
христианство возможно во все времена. Не
верить, но делать, а прежде всего многого не
делать, иное бытие... Состояния сознания,
когда веришь или считаешь что-нибудь за истинное,
— каждый психолог знает это, — такие состояния
совершенно незначительны и пятистепенны по
сравнению с ценностью инстинктов: строго говоря,
всё понятие духовной причинности ложно. Сводить
христианское настроение лишь к признанию истины,
к голому состоянию сознания — значит отрицать
христианство. На самом деле вовсе не было
христиан. «Христианин», то, что в течение двух
тысячелетий называется христианином, есть
психологическое самонедоразумение. Если
смотреть прямее, то в нём господствовали, вопреки
всякой вере, только инстинкты — и что за
инстинкты! — «Вера» была во все времена, как
у Лютера, только мантией, предлогом, завесой, за
которой инстинкты разыгрывали свою игру, —
благоразумная слепота относительно
господства известных инстинктов. «Вера» — я
уже называл её собственно христианским благоразумием,
— всегда говорили о «вере», действовали
же по инстинкту... В мире представлений
христианина нет ничего, что хотя бы только
касалось действительности: напротив, в корне
христианства мы признали единственным
деятельным элементом инстинктивную ненависть ко
всякой действительности. Что из этого следует?
То, что здесь in psychologicis заблуждение является
радикальным, т. е. значимым по существу, т. е. самой
субстанцией. Удалим одно понятие, поставим
на место его одну-единственную реальность, и всё
христианство низвергается в ничто! — Если
смотреть с высоты, то это самый странный из всех
фактов: эта религия, не только обусловленная
заблуждениями, но и до гениальности
изобретательная во вредных, отравляющих жизнь и
сердце заблуждениях, эта религия остаётся зрелищем
для богов, для тех божеств, которые вместе с
тем и философы и с которыми я, например,
встречался в знаменитых диалогах на Наксосе. В то
мгновение, когда отступает от них отвращение
(и от нас также!), они проникаются
благодарностью за зрелище христианина: жалкая,
маленькая звезда, называемая Землёй, быть может,
только ради этого курьёзного случая
заслуживает божественного взгляда,
божественного участия... Не будем же низко ценить
христианина; христианин, фальшивый до
невинности, высоко поднимается над обезьяной;
по отношению к христианину знаменитая теория
происхождения — только учтивость... 40 — Судьба Евангелия была решена смертью, оно было распято на «кресте». Только смерть, эта неожиданная позорная смерть, только крест, который вообще предназначался лишь для canaille, — только этот ужаснейший парадокс поставил учеников перед настоящей загадкой: «кто это был? что это было?» Потрясённое и до глубины оскорблённое чувство, подозрение, что такая смерть может быть опровержением их дела, страшный вопросительный знак «почему именно так?» — такое состояние слишком понятно. Здесь всё должно было быть необходимо, всё должно было иметь смысл, разум, высший разум; любовь ученика не признаёт случайности. Теперь только разверзлась пропасть: «кто его убил? кто был его естественным врагом?» — этот вопрос блеснул, как молния. Ответ: господствующее иудейство, его высшее сословие. С этого мгновенья почувствовали в себе возмущение против порядка, вслед за тем поняли и Иисуса, как возмущение против порядка. До сих пор в его образе недоставало этой черты — воинственной, отрицающей словом и делом; даже более, в нём было обратное этому. Очевидно, маленькая община именно не поняла главного, символического в таком способе смерти, свободу, превосходство над всяким чувством ressentiment: признак того, как мало вообще они его понимали! Сам Иисус ничего не мог пожелать в своей смерти, как только открыто дать сильнейший опыт, доказательство своего учения. Но его ученики были далеки от того, чтобы простить эту смерть, — что было бы в высшей степени по-евангельски, — или отдать себя такой же смерти с нежным и мягким спокойствием души... Всплыло наверх как раз в высшей степени неевангельское чувство, чувство мести. | ||
|