Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
Если он встречает духовное утомление, которое
выражается в слишком большой «объективности» (т.
е. в ослаблении индивидуального интереса, в
потере «эгоизма»), он с ним борется тем, что
придаёт даже и вполне духовным интересам строго личный
характер. В учении Будды эгоизм делается
обязанностью. «Необходимо одно: как тебе
освободиться от страданий», — это положение
регулирует и ограничивает всю духовную диету
(быть может, следует вспомнить того афинянина,
который также объявлял войну чистой «научности»,
а именно Сократа, поднявшего личный эгоизм в
область моральных проблем).
Чрезвычайно мягкий климат, кротость и либеральность в нравах, отсутствие милитаризма — вот условия, предрасполагающие к буддизму; равно как и то, чтобы очагом движения были высшие и даже учёные сословия. Ясность духа, спокойствие, отсутствие желаний как высшая цель — вот чего хотят и чего достигают. Буддизм не есть религия, в которой лишь стремятся к совершенству: совершенное здесь есть нормальный случай. — В христианстве инстинкты подчинённых и
угнетённых выступают на передний план: именно
низшие сословия ищут в нём спасения. Казуистика
греха, самокритика, инквизиция совести
практикуются здесь как занятие, как средство
против скуки; здесь постоянно (путём молитвы)
поддерживается пыл по отношению к
могущественному существу, называемому «Бог»;
высшее значится здесь как недостижимое, как дар,
как «милость». В христианстве недостаёт также
откровенности: тёмное место, закоулок — это в его
духе. Тело здесь презирается, гигиена
отвергается как чувственность; церковь
отвращается даже от чистоплотности (первым
мероприятием христиан после изгнания мавров
было закрытие общественных бань, каковых только
в Кордове насчитывалось до двухсот семидесяти).
Христианство есть в известном смысле жестокость
к себе и другим, ненависть к инакомыслящим, воля к
преследованию. Мрачные и волнующие
представления здесь на переднем плане.
Состояния, которых домогаются и отмечают
высокими именами, — это эпилептоидные состояния.
Диета приспособлена к тому, чтобы
покровительствовать болезненным явлениям и
крайне раздражать нервы. Христианство есть
смертельная вражда к господам земли, к «знатным»,
и вместе с тем скрытое, тайное соперничество с
ними (им предоставляют «плоть», себе хотят только
«душу»...). Христианство — это ненависть к уму,
гордости, мужеству, свободе; это — libertinage ума;
христианство есть ненависть к чувствам, к
радостям чувств, к радости вообще... 22 Когда христианство покинуло свою
первоначальную почву, т. е. низшие сословия, подонки
античного мира, когда оно вышло на поиски власти,
очутилось среди варварских народов — с тех пор
оно не могло уже более рассчитывать на утомлённых
людей, но ему предстояло иметь дело с людьми
внутренне-одичавшими и терзающими друг друга —
людьми сильными, но неудачниками. Недовольство
собою, страдание от самого себя не имеют здесь
характера чрезмерной раздражительности и
восприимчивости к боли, как у буддиста, а скорее
наоборот, — чересчур сильное стремление к
причинению боли, к разрешению внутреннего
напряжения путём враждебных поступков и
представлений. Христианству нужны были варварские
понятия и оценки, чтобы господствовать над
варварами: такова жертва первенца, причащение в
виде пития крови, презрение духа и культуры,
всевозможные — чувственные и сверхчувственные
— пытки, помпезность культа. Буддизм — религия
для поздних людей, для добрых, нежных рас,
достигших высшей степени духовности, которые
слишком восприимчивы к боли (Европа далеко ещё не
созрела для него); он есть возврат их к миру и
весёлости, к диете духа, к известной закалке тела.
Христианство хочет приобрести господство над дикими
зверями; средством его для этого является —
сделать их больными. Делать слабым — это
христианский рецепт к приручению, к
«цивилизации». Буддизм есть религия цивилизации,
приведшей к усталости, близящейся к концу,
христианство ещё не застаёт такой цивилизации, —
при благоприятных обстоятельствах оно само её
устанавливает. 23 Буддизм, повторяю ещё раз, в сто раз холоднее, правдивее, объективнее. Он не нуждается в том, чтобы своему страданию, своей болезненности придать вид приличия, толкуя его как грех, — он просто говорит то, что думает: «я страдаю». Для варвара, напротив, страдание само по себе есть нечто неприличное: он нуждается в известном истолковании, чтобы самому себе признаться, что он страдает (его инстинкт прежде всего указывает ему на то, чтобы отрицать страдание, скрывая его). Слово «дьявол» явилось здесь благодеянием: в нём имели налицо могущественного и сильного врага: можно было не стыдиться страдания от такого врага. | ||
|