Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
Сделалось невозможным, чтобы дело окончилось с
этой смертью: явилась нужда в «возмездии», в
«суде» (и, однако, что может быть более
неевангельским, чем «возмездие», «наказание»,
«суд»!). Ещё раз явилось на переднем плане
популярное ожидание Мессии; исторический момент
был уловлен; «Царство Божье» наступит, чтобы
судить его врагов... Но этим всё сделалось
непонятным: «Царство Божье» как заключительный
акт, как обещание! Евангелие было именно бытие,
исполнение, действительность этого Царствия.
Именно такая смерть была как раз «Царством
Божьим». Теперь только включили в тип учителя всё
презрение и горечь к фарисеям и теологам и этим сделали
из него фарисея и теолога. С другой стороны,
необузданное прославление этих совершенно
выскочивших из колеи душ не выдерживало более
того евангельского утверждения равенства всех
как детей Божьих, которому учил Иисус; местью их
было неумеренно поднять Иисуса, отделить его
от себя: совершенно так, как некогда иудеи из
мести к своим врагам отделились от своего Бога и
подняли его на высоту. Один Бог и один Сын
Божий: оба порождения ressentiment...
— И вот теперь всплыла абсурдная проблема: «как
мог Бог допустить это!» На это повреждённый
разум маленькой общины дал такой же поистине
ужасный по своей абсурдности ответ: Бог отдал
своего Сына для искупления грехов, как жертву.
Так разом покончили с Евангелием! Очистительная
жертва, и притом в самой отвратительной, в
самой варварской форме, жертва невинным за
грехи виновных! Какое страшное язычество! Иисус
уничтожил даже самое понятие «вины», он
совершенно отрицал пропасть между Богом и
человеком, он жизнью своей представил это
единство Бога и человека как своё
«благовестие»... А не как преимущество! — С
этого времени шаг за шагом в тип Спасителя
внедряется учение о Суде и Втором Пришествии,
учение о смерти как жертвенной смерти, учение о Воскресении,
с которым из Евангелия фокуснически изымается
всё понятие «блаженства», единственная его
реальность, в пользу состояния после смерти!..
Павел со всей наглостью раввина, которая так ему
присуща, дал этому пониманию, этому распутству
мысли, такое логическое выражение: «если
Христос не воскрес, то вера наша тщетна». — И
разом из Евангелия вышло самое презренное из
всех неисполнимых обещаний, — бесстыдное
учение о личном бессмертии... Павел учил о нём
даже как о награде!.. 42 Теперь уже видно, чему положила конец смерть на кресте: новому, самобытному стремлению к буддистскому спокойствию, к действительному, а не только обещанному счастью на земле. Ибо — как я уже указывал — основным различием между обеими религиями-decadence остаётся то, что буддизм не обещает, но исполняет, христианство же обещает всё, но не исполняет ничего. — За «благой вестью» последовала по пятам весть самая скверная: весть Павла. В Павле воплотился тип, противоположный «благовестнику», гений в ненависти, в видениях ненависти, в неумолимой логике ненависти. Чего только не принёс этот dysangelist в жертву своей ненависти! Прежде всего Спасителя: он распял его на своём кресте. Жизнь, пример, учение, смерть, смысл и право всего Евангелия — ничего более не осталось, когда этот фальшивомонетчик путём ненависти постиг, в чём единственно он нуждается. Не в реальности, не в исторической истине!.. И ещё раз жреческий инстинкт иудея учинил то же великое преступление над историей, — он просто вычеркнул вчера, позавчера христианства, он изобрёл историю первого христианства. Даже более: он ещё раз извратил историю Израиля, чтобы представить её как предварительную историю для своего дела; все пророки говорили о его «Спасителе»... Церковь извратила позже даже историю человечества, обратив её в предысторию христианства... Тип Спасителя, учение, практика, смерть, смысл смерти, даже то, что было после смерти, — ничто не осталось неприкосновенным, ничто не осталось даже напоминающим действительность. Павел просто переложил центр тяжести всего того бытия за это бытие — в ложь о «воскресшем» Иисусе. В сущности, ему не нужна была жизнь Спасителя — ему нужна была смерть на кресте и кое-что ещё... Поистине, было бы явной niaiserie со стороны психолога доверять Павлу, родиной которого была столица стоического просвещения, когда он выдавал за доказательство посмертной жизни Спасителя галлюцинацию, или доверять хотя бы даже его рассказу, что он имел эту галлюцинацию: Павел хотел цели, следовательно, он хотел и средства... Во что не верил он сам, в то верили те идиоты, среди которых он сеял своё учение. — Его потребностью была власть; при помощи Павла ещё раз жрец захотел добиться власти, — ему нужны были только понятия, учения, символы, которыми тиранизируют массы, образуют стада. | ||
|