Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
«Верой» называется нежелание
знать истину. Ханжа, священник обоих полов,
фальшив, потому что он болен: его инстинкт
требует того, чтобы истина нигде и ни в чем не
предъявляла своих прав. «Что делает больным, есть
благо, что исходит из полноты, из избытка, из
власти, то зло» — так чувствует верующий. Непроизвольность
во лжи — по этому признаку я угадываю
каждого теолога по призванию — Другой признак
теолога — это его неспособность к филологии.
Под филологией здесь нужно подразумевать
искусство хорошо читать, конечно, в очень широком
смысле слова, искусство вычитывать факты, не
искажая их толкованиями, не теряя
осторожности, терпения, тонкости в стремлении к
пониманию. Филология как Ephexis в толковании:
идет ли дело о книгах, о газетных новостях, о
судьбах и состоянии погоды, — не говоря о
«спасении души»... Теолог, все равно в Берлине или
Риме, толкует ли он «Писание» или переживание,
как, например, победу отечественного войска в
высшем освещении псалмов Давида, всегда
настолько смел, что филолог при этом готов
лезть па стену. Да и что ему делать, когда ханжи и
иные коровы из Швабии свою жалкую серую жизнь,
свое затхлое существование с помощью «перста
Божия» обращают в «чудо милости», «промысел»,
«спасение»! Самая скромная доза ума, чтобы не
сказать приличия, должна была бы привести
этих толкователей к тому, чтобы они убедились,
сколько вполне ребяческого и недостойного в
подобном злоупотреблении божественным перстом.
Со столь же малой дозой истинного благочестия мы
должны бы были признать вполне абсурдным такого
Бога, который лечит нас от насморка или подает
нам карету в тот момент, когда разражается
сильный дождь, и, если бы он даже существовал, его
следовало бы упразднить. Бог как слуга, как
почтальон, как календарь, — в сущности, это
только слово для обозначения всякого рода
глупейших случайностей. «Божественное
Провидение», в которое теперь еще верит
приблизительно каждый третий человек в
«образованной» Германии, было бы таким
возражением против Бога, сильнее которого нельзя
и придумать. И во всяком случае оно есть
возражение против немцев!..
53 — Что мученичество может служить доказательством истины чего-либо, — в этом так мало правды, что я готов отрицать, чтобы мученик вообще имел какое-нибудь отношение к истине. Уже в тоне, которым мученик навязывает миру то, что считает он истинным, выражается такая низкая степень интеллектуальной честности, такая тупость в вопросе об истине, что он никогда не нуждается в опровержении. Истина не есть что-нибудь такое, что мог бы иметь один, а не иметь другой: так могли думать об истине только мужики или апостолы из мужиков вроде Лютера. Можно быть уверенным, что сообразно со степенью совестливости в вопросах духа всё более увеличивается скромность, осторожность относительно этих вещей. Знать немногое, а всё остальное осторожно отстранять для того, чтобы познавать дальше... «Истина», как это слово понимает каждый пророк, каждый сектант, каждый свободный дух, каждый социалист, каждый церковник, — есть совершенное доказательство того, что здесь нет ещё и начала той дисциплины духа и самопреодоления, которое необходимо для отыскания какой-нибудь маленькой, совсем крошечной ещё истины. Смерти мучеников, мимоходом говоря, были большим несчастьем в истории: они соблазняли... Умозаключение всех идиотов, включая сюда женщин и простонародье, таково, что то дело, за которое кто-нибудь идёт на смерть (или даже которое порождает эпидемию стремления к смерти, как это было с первым христианством), имеет за себя что-нибудь, — такое умозаключение было огромным тормозом исследованию, духу исследования и осмотрительности. Мученики вредили истине. Даже и в настоящее время достаточно только жестокости в преследовании, чтобы создать почтенное имя самому никчемному сектантству. — Как? разве изменяется вещь в своей ценности только от того, что за неё кто-нибудь кладёт свою жизнь? — Заблуждение, сделавшееся почтенным, есть заблуждение, обладающее лишним очарованием соблазна, — не думаете ли вы, господа теологи, что мы дадим вам повод сделаться мучениками из-за вашей лжи? — Опровергают вещь, откладывая её почтительно в долгий ящик; так же опровергают и теологов. Всемирио-исторической глупостью всех преследователей и было именно то, что они придавали делу своих противников вид почтенности, одаряя её блеском мученичества... До сих пор женщина стоит на коленях перед заблуждением, потому что ей сказали, что кто-то за него умер на кресте. Разве же крест аргумент? Но относительно всего этого только один сказал то слово, в котором нуждались в продолжение тысячелетий, — Заратустра. | ||
|