Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
Подобные случаи
замедленной зрелости и недоразвитого организма,
как следствия дегенерации, известны но крайней
мере физиологам. — Такая вера не гневается, не
порицает, не обороняет себя: она не приносит
«меч», она не предчувствует, насколько она может
сделаться началом разъединяющим. Она не
нуждается в доказательствах ни чудом, ни
наградой и обещанием, ни «даже писанием»: она
сама всякое мгновение есть своё чудо, своя
награда, своё доказательство, своё «Царство
Божье». Эта вера даже не формулирует себя — она
живёт, она отвращается от формул. Конечно,
случайность среды, языка, образования определяет
круг понятий: первое христианство владеет только
иудейско-семитическими понятиями (сюда
относится еда и питьё при причастьи, которыми так
злоупотребляет церковь, как всем еврейским). Но
пусть остерегаются видеть здесь что-нибудь более
чем язык знаков, семиотику, повод для притчи. Ни
одно слово этого анти-реалиста не должно
приниматься буквально, — вот предварительное
условие для того, чтобы он вообще мог говорить.
Между индусами он пользовался бы понятиями
Санкхьи, среди китайцев — понятиями Лао-цзы, и
при этом не чувствовал бы никакой разницы. —
Можно было бы с некоторой терпимостью к
выражению назвать Иисуса «свободным духом» —
для него не существует ничего устойчивого: слово убивает;
всё, что устойчиво, то убивает. Понятие
«жизни», опыт «жизни», какой ему единственно
доступен, противится у него всякого рода слову,
формуле, закону, вере, догме. Он говорит только о
самом внутреннем: «жизнь», или «истина», или
«свет» — это его слово для выражения самого
внутреннего; всё остальное, вся реальность, вся
природа, даже язык, имеет для него только
ценность знака, притчи. — Здесь нельзя ошибаться
насчёт того, как велик соблазн, который лежит в
христианском, точнее сказать, в церковном
предрассудке: такой символист par excellence стоит вне
всякой религии, всех понятий культа, всякой
истории, естествознания, мирового опыта,
познания, политики, психологии, вне всяких книг,
вне искусства, — его «знание» есть чистое
безумие, не ведающее, что есть что-нибудь
подобное. О культуре он не знает даже и
понаслышке, ему нет нужды бороться против неё, он
её не отрицает... То же самое по отношению к государству,
ко всему гражданскому порядку и обществу, к труду,
к войне, — он никогда не имел основания отрицать
«мир»; он никогда не предчувствовал церковного
понятия «мир»... Отрицание для него есть нечто
совершенно невозможное. — Подобным же образом
нет и диалектики, нет представления о том, что
веру, «истину» можно доказать доводами (его
доказательства — это внутренний «свет»,
внутреннее чувство удовольствия и
самоутверждения, только «доказательства от
силы»). Такое учение также не может
противоречить, оно не постигает, что существуют,
что могут существовать другие учения, оно не
умеет представить себе противоположное
рассуждение... Где бы оно ни встретилось с ним, оно
будет печалиться с самым глубоким сочувствием о
«слепоте» — ибо оно само видит «свет» — но не
сделает никакого возражения.
33 Во всей психологии «Евангелия» отсутствует понятие вины и наказания; равно как и понятие награды. «Грех», всё, чем определяется расстояние между Богом и человеком, уничтожен, — это и есть «благовестие». Блаженство не обещается, оно не связывается с какими-нибудь условиями: оно есть единственная реальность; остальное — символ, чтобы говорить о нём... Следствие подобного состояния проецируется в новую практику, собственно в евангельскую практику. Не «вера» отличает христианина. Христианин действует, он отличается иным образом действий. Ни словом, ни в сердце своём он не противодействует тому, кто обнаруживает зло по отношению к нему. Он не делает различия между чужим и своим, между иудеем и не иудеем («ближний» в собственном смысле слова есть иудей, единоверец). Он ни на кого не гневается, никого не презирает. Он не появляется на суде и не позволяет привлекать себя к суду («не клянись вовсе»). Он ни при каких обстоятельствах не разведётся с женой, даже в случае доказанной неверности её. — Всё в основе — один принцип, всё — следствие одного инстинкта. — Жизнь Спасителя была не чем иным, как этой практикой, не чем иным была также и его смерть. Он не нуждался более ни в каких формулах, ни в каком обряде для обхождения с Богом, ни даже в молитве. Он всецело отрешился от иудейского учения раскаяния и примирения; он знает, что это есть единственная жизненная практика, с которой можно себя чувствовать «божественным», «блаженным», «евангелическим», во всякое время быть как «дитя Божье». Не «раскаяние», не «молитва о прощении» суть пути к Богу: одна евангельская практика ведёт к Богу, она и есть «Бог»! — То, с чем покончило Евангелие, это было иудейство в понятиях «грех», «прощение греха», «вера», «спасение через веру», — всё иудейское учение церкви отрицалось «благовестием». | ||
|