Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
.. Предметы наших занятий, самые занятия, весь
род наш — тихий, осмотрительный, недоверчивый —
всё казалось совершенно недостойным и
заслуживающим презрения. — В конце концов, с
известной долей справедливости можно бы было
спросить себя: не эстетический ли вкус
удерживал человечество в столь длительной
слепоте? Оно требовало от истины живописного
эффекта, оно требовало и от познающего, чтобы он
сильно действовал на чувство. Наша скромность
дольше всего претила его вкусу... О, как они это
угадали, эти божьи индюки!..
14 Нам пришлось переучиваться. Во всём мы
сделались скромнее. Мы более не выводим человека
из «духа», из «божества», мы отодвинули его в ряды
животных. Мы считаем его сильнейшим животным,
потому что он хитрее всех, — следствием этого
является его духовность. С другой стороны, мы
устраняем от себя тщеславное чувство, которое и
здесь могло бы проявиться: что человек есть
великая скрытая цель развития животного мира. Он
совсем не венец творения, каждое существо рядом с
ним стоит на равной ступени совершенства...
Утверждая это, мы утверждаем ещё большее:
человек, взятый относительно, есть самое
неудачное животное, самое болезненное,
уклонившееся от своих инстинктов самым опасным
для себя образом, — но, конечно, со всем этим и
самое интереснейшее! — Что касается
животных, то с достойною уважения смелостью
Декарт впервые рискнул высказать мысль, что
животное можно понимать как machina, — вся наша
физиология старается доказать это положение.
Развивая логически эту мысль, мы не исключаем и
человека, как это делал ещё Декарт: современные
понятия о человеке развиваются именно в
механическом направлении. Прежде придавали
человеку качество высшего порядка — «свободную
волю»; теперь мы отняли у него даже волю в том
смысле, — что под волей нельзя уже более
подразумевать силу. Старое слово «воля» служит
только для того, чтобы обозначить некую
результанту, некий род индивидуальной реакции,
которая необходимо следует за известным
количеством частью противоречащих, частью
согласующихся раздражении: воля более не
«действует», более не «двигает»... Прежде видели в
сознании человека, в «духе», доказательство его
высшего происхождения, его божественности; ему
советовали, если он хотел быть совершенным,
втянуть, подобно черепахе, в себя свои чувства,
прекратить общение с земным, скинуть земную
оболочку: тогда от него должно было остаться
главное — «чистый дух». На счёт этого мы теперь
уже лучше соображаем: как раз именно сознание,
«дух», мы считаем симптомом относительного
несовершенства организма, как бы попыткой,
прощупыванием, промахом, как бы усилием, при
котором бесполезно тратится много нервной силы;
мы отрицаем, чтобы что-нибудь могло быть
совершенным, раз оно делается сознательно.
«Чистый дух» есть чистая глупость: если мы
сбросим со счёта нервную систему и чувства,
«смертную оболочку», то мы обсчитаемся —
вот и всё. 15 Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины («Бог», «душа», «Я», «дух», «свободная воля», — или даже «несвободная»); чисто воображаемые действия («грех», «искупление», «милость», «наказание», «прощение греха»). Общение с воображаемыми существами («Бог», «духи», «души»); воображаемая наука о природе (антропоцентрическая; полное отсутствие понятия о естественных причинах); воображаемая психология (явное непонимание самого себя, толкование приятных или неприятных всем общих чувств — как, например, известных состояний nervus sympathicus — при помощи символического языка религиозно-моральной идиосинкразии, — «раскаяние», «угрызение совести», «искушение дьявола», «близость Бога»); воображаемая телеология («Царство Божье», «Страшный суд», «вечная жизнь»). — Этот мир чистых фикций сильно отличается не в свою пользу от мира грёз именно тем, что последний отражает действительность, тогда как первый извращает её, обесценивает, отрицает. Только после того, как понятие «природа» было противопоставлено понятию «Бог», слово «природный», «естественный» должно было сделаться синонимом «недостойный» — корень всего этого мира фикций лежит в ненависти к естественному (действительность!); этот мир есть выражение глубокого отвращения к действительному... И этим всё объясняется. У кого единственно есть основание отречься от действительности, оклеветавши её? — У того, кто от неё страдает. Но страдать от действительности — это значит самому быть неудачной действительностью... Перевес чувства неудовольствия над чувством удовольствия есть причина этой фиктивной морали и религии, а такой перевес даёт содержание формуле decadence. | ||
|