Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
..
Нужно ли говорить ещё, что во всём Новом Завете
встречается только единственная фигура,
достойная уважения? Пилат, римский правитель. Он
не может принудить себя к тому, чтобы принять всерьёз
спор иудеев. Одним евреем больше или меньше — что
за важность?.. Благородная насмешка римлянина,
перед которым происходит бесстыдное
злоупотребление словом «истина», обогатила
Новый Завет новым выражением, которое имеет
цену, которое само по себе есть его критика, его
отрицание: «что есть истина!..»
47 — Не то отличает нас от других, что мы не
находим Бога ни в истории, ни в природе, ни за
природой, но то, что мы почитаемое за Бога
чувствуем не как «божественное», но как жалкое,
абсурдное, вредное — не как заблуждение только,
но как преступление перед жизнью... Мы
отрицаем Бога как Бога... Если бы нам доказали
этого Бога христиан, мы ещё менее сумели бы
поверить в него. — По формуле: deus, qualem Paulus creavit, dei
negatio. Религия, которая, подобно христианству, не
соприкасается с действительностью ни в одном
пункте, которая падает тотчас, стоит только
действительности предъявить свои права хоть в
одном пункте, — по справедливости должна быть
смертельно враждебна «мудрости мира», другими
словами, науке, — для неё будут хороши все
средства, которыми можно отравить, оклеветать, обесславить
дисциплину духа, ясность и строгость в вопросах
совести, духовное благородство и свободу. «Вера»,
как императив, есть veto против науки, in praxi ложь во
что бы то ни стало... Павел понял, что ложь,
что «вера» была необходима; церковь позже поняла
Павла. — Тот «Бог», которого изобрёл Павел, Бог,
который позорит «мудрость мира» (т. е. собственно
двух великих врагов всякого суеверия, филологию
и медицину), — это поистине только смелое решение
самого Павла назвать «Богом» свою собственную
волю, thora, — это сугубо иудейское. Павел хочет
позорить «мудрость мира»; его враги — это хорошие
филологи и врачи александрийской выучки, — им
объявляет он войну. Действительно, филолог и врач
не может не быть в то же время и антихристианином.
Филолог смотрит позади «священных книг»,
врач позади физиологической негодности
типичного христианина. Врач говорит:
«неизлечимый», филолог: «шарлатан»... 48 — Поняли ли собственно знаменитую историю, которая помещена в начале Библии, — историю об адском страхе Бога перед наукой?.. Её не поняли. Эта жреческая книга par excellence начинается, как и следовало ожидать, великим внутренним затруднением жреца: он имеет только одну великую опасность, следовательно, Бог имеет только одну великую опасность. — Ветхий Бог, «дух» всецело, настоящий верховный жрец, истинное совершенство, прогуливается в своём саду: беда только, что он скучает. Против скуки даже и боги борются тщетно. Что же он делает? Он изобретает человека: человек занимателен... Но что это? и человек также скучает. Безгранично милосердие Божье к тому единственному бедствию, от которого не свободен ни один рай: Бог тотчас же создал ещё и других животных. Первый промах Бога: человек не нашёл животных занимательными, — он возгосподствовал над ними, он не пожелал быть «животным». — Вследствие этого Бог создал женщину. И действительно, со скукой было покончено, — но с другим ещё нет! Женщина была вторым промахом Бога. — «Женщина по своему существу змея, Heva», — это знает всякий жрец; «от женщины происходит в мире всякое несчастье», — это также знает всякий жрец. «Следовательно, от неё идёт и наука»... Только через женщину человек научился вкушать от древа познания. — Что же случилось? Ветхого Бога охватил адский страх. Сам человек сделался величайшим промахом Бога, он создал в нём себе соперника: наука делает равным Богу, — приходит конец жрецам и богам, когда человек начинает познавать науку! — Мораль: наука есть нечто запрещённое само по себе, она одна запрещена. Наука — это первый грех, зерно всех грехов, первородный грех. Только это одно и есть мораль. — «Ты не должен познавать»; остальное всё вытекает из этого. — Адский страх не препятствует Богу быть благоразумным. Как защищаться от науки? — это сделалось надолго его главной проблемой. Ответ: прочь человека из рая! Счастье, праздность наводит на мысли — все мысли суть скверные мысли... Человек не должен думать. — И «жрец в себе» изобретает нужду, смерть, беременность с её опасностью для жизни, всякого рода бедствия, старость, тяготу жизни, а прежде всего болезнь — все верные средства в борьбе с наукой! Нужда не позволяет человеку думать... И всё-таки! ужасно! Дело познания воздвигается, возвышаясь до небес, затемняя богов, — что делать? — Ветхий Бог изобретает войну, он разъединяет народы, он делает так, что люди взаимно истребляют друг друга (— жрецам всегда была необходима война. | ||
|