Библиотека >> Антихрист.
Скачать 65.29 Кбайт Антихрист.
Шопенгауэр был
враждебен жизни — поэтому сострадание
сделалось у него добродетелью... Аристотель, как
известно, видел в сострадании болезненное и
опасное состояние, при котором недурно кое-когда
прибегать к слабительному; он понимал трагедию —
как слабительное. Исходя из инстинкта жизни,
можно бы было в самом деле поискать средство удалить
хирургическим путём такое болезненное и
опасное скопление сострадания, какое
представляет случай с Шопенгауэром (и, к
сожалению, весь наш литературный и артистический
decadence от Санкт-Петербурга до Парижа, от Толстого
до Вагнера)... Нет ничего более нездорового среди
нашей нездоровой современности, как
христианское сострадание. Здесь быть врачом, здесь
быть неумолимым, здесь действовать ножом, —
это надлежит нам, это наш род любви к
человеку, с которой живём мы — философы, мы —
гипербореи!..
8 Необходимо сказать, кого мы считаем
своей противоположностью: теологов и всё, что от
плоти и крови теологов, — всю нашу философию...
Нужно вблизи увидеть роковое, больше того —
нужно пережить его на себе, почти дойти до гибели,
чтобы с ним уже не шутить более (свободомыслие
наших господ естествоиспытателей и физиологов в
моих глазах есть шутка; им недостаёт страсти
в этих вещах, они не страдают ими). Отрава
идёт гораздо далее, чем думают: я нашел присущий
теологам инстинкт высокомерия всюду, где теперь
чувствуют себя «идеалистами», где, ссылаясь на
высшее происхождение, мнят себя вправе
относиться к действительности как к чему-то
чуждому и смотреть на неё свысока... Идеалист
совершенно так, как и жрец, все великие понятия
держит в руке (и не только в руке!); он играет ими с
благосклонным презрением к «разуму», «чувству»,
«чести», «благоденствию», «науке»; на всё это он
смотрит сверху вниз, как на вредные и
соблазнительные силы, над которыми парит «дух» в
самодовлеющей чистоте: как будто жизнь до сих пор
не вредила себе целомудрием, бедностью, одним
словом, — святостью гораздо более, чем
всякими ужасами и пороками... Чистый дух — есть
чистая ложь... Пока жрец, этот отрицатель,
клеветник, отравитель жизни по призванию,
считается ещё человеком высшей породы, —
нет ответа на вопрос: что есть истина? Раз
сознательный защитник отрицания жизни является
заступником «истины», тем самым истина ставится
вверх ногами... 9 Этому инстинкту теолога объявляю я
войну: всюду находил я следы его. У кого в жилах
течёт кровь теолога, тот с самого начала не может
относиться ко всем вещам прямо и честно.
Развивающийся отсюда пафос называется вера,
т. е. раз и навсегда закрывание глаз, чтобы не
страдать от зрелища неисправимой лжи. Из этого
оптического обмана создают себе мораль,
добродетель, святость; чистую совесть связывают
с фальшивым взглядом; освящая собственное
мировоззрение терминами «Бог», «спасение»,
«вечность», не допускают, чтобы какая-нибудь иная
оптика претендовала на ценность. Везде откапывал
я инстинкт теолога: он есть самая
распространённая и самая подземная форма
лжи, какая только существует на земле. Всё, что
ощущает теолог как истинное, то должно быть
ложным: в этом мы почти имеем критерий истины. Его
глубочайший инстинкт самосохранения запрещает,
чтобы реальность в каком бы то ни было отношении
пользовалась почётом или хотя бы просто заявляла
о себе. Поскольку простирается влияние теологов,
постольку извращается оценка, — необходимо
подмениваются понятия «истинный» и «ложный»: что
более всего вредит жизни, то здесь называется
«истинным»; что её возвышает, поднимает,
утверждает, оправдывает и доставляет ей
торжество, то называется «ложным». Если
случается, что теологи, путём воздействия на
«совесть» государей (или народов),
протягивают руку к власти, то мы не
сомневаемся, что собственно каждый раз тут
происходит: воля к концу, нигилистическая
воля волит власти... 10 Немцам сразу понятны мои слова, что кровь теологов испортила философию. Протестантский пастор — дедушка немецкой философии, сам протестантизм её peccatum originale. Вот определение протестантизма: односторонний паралич христианства — и разума... Достаточно сказать слово «тюбингенская школа», чтобы сделалось ясным, что немецкая философия в основании своём — коварная теология... Швабы — лучшие лжецы в Германии, — они лгут невинно... Откуда то ликование при появлении Канта, которое охватило весь немецкий учёный мир, состоящий на три четверти из сыновей пасторов и учителей? Откуда убеждение немцев, ещё и до сих пор находящее свой отзвук, что с Кантом начался поворот к лучшему? Инстинкт теолога в немецком учёном угадал, что теперь снова сделалось — возможным... Открылась лазейка к старому идеалу; понятие «истинный мир», понятие о морали как сущности мира (два злостнейших заблуждения, какие только существуют!) — эти два понятия, благодаря хитроумному скептицизму, если не доказываются, то более не опровергаются. | ||
|