Библиотека >> Основа общего наукоучения

Авторы: Фихте И Г
Скачать 148.4 Кбайт
Основа общего наукоучения

И.Г.Фихте

ОСНОВА ОБЩЕГО НАУКОУЧЕНИЯ

В кн.: И.Г.Фихте. Сочинения. Работы 1792-1801 гг.
М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 1995. С. 275-473.



Предисловие ко второму изданию
Предисловие


Часть Первая
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ВСЕГО НАУКОУЧЕНИЯ
§1. Первое совершенно безусловное основоположение
§2. Второе, по своему содержанию обусловленное основоположение
§3. Третье, по форме своей обусловленное основоположение


Часть Вторая
ОСНОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
§4. Первое положение


Определение синтетического положения, подлежащего анализу
Синтез содержащихся в условленном положении противоположностей вообще, в общих чертах
Синтез через взаимоопределение противоположностей, содержащихся в самом первом из противоположных положений
Синтез посредством взаимоопределения двух противоположностей, содержащихся во втором из противоположных положений
Синтетическое объединение противоположности, имеющей место между двумя установленными формами взаимоопределения
Дедукция представления


Часть Третья
ОСНОВАНИЕ НАУКИ ПРАКТИЧЕСКОГО
§5. Вторая теорема
§6. Третье положение
§7. Четвертое положение
§8. Пятое положение
§9. Шестое положение
§10. Седьмое положение
§11. Восьмое положение

>


--------------------------------------------------------------------------------


Предисловие ко второму изданию
[1] При выработке нового изложения наукоучения творцу этой науки стало снова ясно, что никакое другое его изложение не может сделать нынешнее первое совершенно лишним и ненужным. Большая часть философствующей публики, по-видимому, еще не настолько подготовлена к новому взгляду, чтобы для нее не было полезно столкнуться с одним и тем же содержанием в двух весьма различных формах и затем признать его за одно и то же. Далее, ход данного изложения таков, что всегда будет очень полезно сводить к нему тот метод, которому должно будет следовать новое изложение и который рассчитан скорее на понятность, пока не появится строго научное изложение. Наконец, в нынешнем изложений многие из главных пунктов представлены с такой обстоятельностью и ясностью, превзойти которую автор не надеется. В новом изложении он принужден будет неоднократно ссылаться на образцы в этом роде.

Вот те причины, которые побудили нас озаботиться о новой перепечатке без изменений этого первого, уже распроданного изложения. Новое изложение появится в будущем году.

И.Г.Фихте
Берлин, август 1801 г.

Предисловие
Мне нечего было бы сказать публике об этой книге, которая, собственно говоря, для нее не предназначалась, если бы она не была самым нескромным образом выставлена перед одной частью ее и притом еще в незаконченном виде. Пока что ограничусь относительно этого только таким замечанием!

Я думал и продолжаю еще думать, что открыл тот путь, по которому философия может достигнуть положения очевидной науки. Я скромно заявил об этом [2], я изложил то, как бы я разрабатывал эту идею и как я теперь, при изменившемся положении, должен ее разработать, и начал приводить мой план в исполнение. Это было естественно. И столь же естественно было, что другие знатоки и деятели науки исследовали, проверяли, обсуждали мою идею и старались опровергнуть меня, какими бы причинами – внутренними или внешними – ни объяснялось при этом их недовольство тем путем, которым я хотел вести науку. Но зачем же понадобилось отвергать мои утверждения так прямо безо всякой проверки, стараться всего больше о том, чтобы извратить их, и пользоваться каждым случаем для того, чтобы со страстью их поносить и о них злословить, – это остается непонятным. Что же могло вывести из себя до такой степени этих критиков? Должен ли я говорить с почтением о тех, кто повторяет чужие слова и высказывает поверхностные суждения, что не внушает мне ни малейшего уважения? Что должно было обязать меня к этому? Особенно при том условии, что у меня было немало своего дела, и каждый кропатель мог бы спокойно идти своей дорогой, если только не заставлял меня очищать самому себе место изобличением его кропательства.

Или их враждебное отношение имело еще какое-нибудь основание? Для честных людей, для которых только и имеет смысл говорить это, скажу следующее. Чем бы ни было мое учение, – истинной философией или фантастикой и бессмыслицей, это не имеет значения для моей личности, если только я честно вел исследование. Счастье открытия истинной философии так же мало повысило бы ценность моей личности, как мало понизило бы ее несчастье – впасть в новые ошибки на основе ошибок всех времен. О моей личности я вообще не думаю; к истине же я пламенно стремлюсь, и то, что я считаю за истинное, я буду всегда повторять так энергично и так решительно, как только могу.

В настоящей книге, если присоединить к ней еще сочинение "Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности" [3], я, как мне думается, настолько полно изложил мою систему, что всякий знающий ее будет в состоянии дать себе полный отчет в основании и объеме этой системы, а также в том, как, опираясь на это основание, нужно ее строить дальше.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101