Библиотека >> Диалоги Платона
Скачать 1241.71 Кбайт Диалоги Платона
Сократ. Не назвали ли мы только что голод, {E} жажду34 и многие другие подобные состояния своего рода вожделениями? Протарх. Назвали. Сократ. На основании какого же общего признака мы называем одним и тем же именем эти столь различные состояния? Протарх. Клянусь Зевсом, это, пожалуй, нелегко сказать, Сократ, а между тем сказать нужно. Сократ. Начнем опять оттуда же, с того же самого. Протарх. Откуда? Сократ. Разве мы не говорим постоянно: нечто жаждет? Протарх. Говорим. Сократ. Значит, это нечто становится пустым? Протарх. Как же иначе? Сократ. Не есть ли, таким образом, жажда – вожделение? Протарх. Да, вожделение к питью. {35} Сократ. К питью или к наполнению питьем? Протарх. Думаю, что к наполнению. Сократ. Значит, тот из нас, кто становится пустым, по-видимому, вожделеет к противоположному тому, что он испытывает, ибо, становясь пустым, он стремится к наполнению. Протарх. Совершенно очевидно. Сократ. Так как же? Может ли тот, кто становится пустым впервые, каким-либо образом постичь с помощью ощущения или памяти наполнение, то есть то, чего он и в настоящее время не испытывает и не испытывал никогда в прошлом? Протарх. Каким же образом? {B} Сократ. Но мы говорим, что вожделеющий вожделеет к чему-нибудь? Протарх. А то как же? Сократ. И вожделеет, конечно, не к тому, что испытывает: .ведь он испытывает жажду, т. е. опорожнение, желает же наполнения. Протарх. Да. Сократ. Следовательно, лишь какая-то часть жаждущего постигает наполнение. Протарх. Неизбежно так. Сократ. Но тело не способно на это: ведь оно становится пустым. Протарх. Да. Сократ. Стало быть, остается душе постигать наполнение, очевидно, с помощью памяти, ибо чем другим {C} могла бы она постичь? Протарх. Пожалуй, ничем. Сократ. Понятно ли теперь, к чему привело нас это рассуждение? Протарх. К чему? Сократ. Оно показывает нам, что у тела не бывает вожделений. Протарх. Каким образом? Сократ. Ведь оно обнаруживает у всякого живого существа стремление, постоянно противоположное состояниям тела. Протарх. И очень явственно. Сократ. Влечение же, ведущее к тому, что противоположно этим состояниям, указывает, надо думать, на память об этом противоположном. Протарх. Разумеется. Сократ. Стало быть, это рассуждение, указав на {D} память, приводящую к предметам вожделения, открывает, что всякое влечение и вожделение всех живых существ, а также руководство ими принадлежит душе. Протарх. Совершенно правильно. Сократ. Поэтому наше рассуждение отнюдь не допускает, чтобы наше тело жаждало, или голодало, или испытывало что-либо подобное. Протарх. Сущая правда. Сократ. Приведем по этому поводу еще и следующие соображения. Наше рассуждение обнаруживает, по-видимому, содержащийся здесь некий вид жизни. Протарх. Где именно и о какой жизни ты {E} говоришь? Сократ. О наполнении и опорожнении и обо всем том, что относится к сохранению живых существ и их гибели. Если кто-либо из нас находится в одном из этих состояний, то он либо страдает, либо радуется в зависимости от происходящих изменений. Протарх. Это так. Сократ. А что бывает, когда человек находится в промежуточном состоянии? Протарх. Как в промежуточном? Сократ. Когда он испытывает страдание, но помнит об удовольствии, так что если бы последнее наступило, то страдание прекратилось бы; однако человек этот еще не наполнился. Что же тогда? Скажем ли мы, {36} что он находится в промежуточном состоянии или нет? Протарх. Конечно, скажем. Сократ. Так что же? Скорбит он или радуется? Протарх. Ни то ни другое, клянусь Зевсом, но он страдает каким-то двойным страданием; телесно – из-за своего состояния, душевно же – поскольку ждет и томится. Сократ. Как, Протарх, понимаешь ты двойственность страдания? Разве не бывает, что иногда кто-нибудь из нас, испытывая пустоту, явно надеется на {B} восполнение, иногда же, напротив, испытывает безнадежность? Протарх. Конечно, бывает. Сократ. Не кажется ли тебе, что, надеясь быть наполненным, человек радуется благодаря памяти и вместе с тем, испытывая пустоту, скорбит? Протарх. Неизбежно так. Сократ. Стало быть, в этих случаях человек и прочие живые существа одновременно и печалятся, и радуются. Протарх. Как будто так. Сократ. А что бывает, когда у того, кто испытывает пустоту, нет никакой надежды достичь наполнения? Не бывает ли тогда двойного состояния скорби, которое ты только что указал, без обиняков принявши {C} его за таковое? Протарх. Истинная правда, Сократ. Сократ. Воспользуемся же этим разбором упомянутых состояний следующим образом... Протарх. Каким? Сократ. Скажем ли мы, что все эти страдания и удовольствия истинны или что все они ложны? Или же признаем одни из них истинными, а другие – нет?35 Протарх. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
| ||
|