Библиотека >> Диалоги Платона
Скачать 1241.71 Кбайт Диалоги Платона
Теэтет. Именно так. Чужеземец. Ведь теперь оба они причастны и тождественному и иному. Теэтет. Да. Чужеземец. Поэтому мы не должны говорить ни о движении, что оно тождественное или иное, ни о покое. Теэтет. Конечно, не должны. Чужеземец. Но не следует ли нам мыслить бытие и тождественное как нечто одно? Теэтет. Возможно. Чужеземец. Но если бытие и тождественное не означают ничего различного, то, говоря о движении и покое, что оба они существуют, мы назовем, таким образом, и то и другое, как существующее, тождественным. Теэтет. Но это невозможно. Чужеземец. Значит, невозможно, чтобы бытие и тождественное были одним. Теэтет. Похоже на это. Чужеземец. В таком случае, не допустим ли мы рядом с тремя видами четвертый: тождественное? Теэтет. Да, конечно. Чужеземец. Дальше. Не следует ли нам считать иное пятым [видом]? Или должно его и бытие мыслить как два названия для одного рода? Теэтет. Возможно. Чужеземец. Впрочем, думаю, ты согласишься, что из существующего одно считается [существующим] само по себе, другое же лишь относительно другого. Теэтет. Отчего же не согласиться? Чужеземец. Иное же всегда [существует лишь] по отношению к иному. Не так ли? Теэтет. Так. Чужеземец. Не совсем, если бытие и иное не вполне различаются. Если бы, однако, иное было причастно обоим видам как бытие, то одно из иного было бы иным совсем не относительно иного. Теперь же у нас попросту получилось, что то, что есть иное, есть по необходимости иное в отношении иного. Теэтет. Ты говоришь так, как это и обстоит на самом деле. Чужеземец. Следовательно, пятой среди тех видов, которые мы выбрали, надо считать природу иного. Теэтет. Да. Чужеземец. И мы скажем, что эта природа проходит через все остальные виды, ибо каждое одно есть иное по отношению к другому не в силу своей собственной природы, но вследствие причастности идее иного. Теэтет. Именно так. Чужеземец. Об этих пяти [видах], перебирая их поодиночке, мы выразились бы так... Теэтет. Как именно? Чужеземец. Во-первых, движение есть совсем иное, чем покой. Или как мы скажем? Теэтет. Так. Чужеземец. Таким образом, оно – не покой. Теэтет. Никоим образом. Чужеземец. Существует же оно вследствие причастности бытию? Теэтет. Да. Чужеземец. И опять-таки движение есть иное. чем тождественное. Теэтет. Да. Чужеземец. Значит, оно – нетождественное. Теэтет. Конечно, нет. Чужеземец. Однако оно было тождественным вследствие того, что все причастно тождественному. Теэтет. Да, и очень. Чужеземец. Надо согласиться, что движение есть и тождественное и нетождественное, и не огорчаться. Ведь, когда мы назвали его тождественным и нетождественным, мы выразились неодинаково: Коль скоро мы называем его тождественным, мы говорим так из-за его причастности тождественному в отношении к нему самому; если же, напротив, мы называем его нетождественным, то это происходит вследствие его взаимодействия с иным, благодаря чему, отделившись от тождественного, движение стало не этим, но иным, так что оно снова справедливо считается нетождественным. Теэтет. Несомненно, так. Чужеземец. Поэтому, если бы каким-то образом само движение приобщалось к покою, не было бы ничего странного в том, чтобы назвать его неподвижным. Теэтет. Вполне справедливо, если мы согласимся, что одни роды склонны смешиваться, другие же нет. Чужеземец. К доказательству этого положения мы пришли еще раньше теперешних доказательств, когда утверждали, что так оно по природе и есть. Теэтет. Как же иначе? Чужеземец. Скажем, однако, снова: движение отлично от иного, равно как оно есть другое по отношению к тождественному и покою? Теэтет. Безусловно. Чужеземец. Стало быть, согласно настоящему объяснению, оно каким-то образом есть и иное и не иное. Теэтет. Правда. Чужеземец.Что же дальше? Будем ли мы утверждать, что движение – иное по отношению к трем [видам], а о четвертом не скажем этого, признав в то же время, что всех видов, о которых и в пределах которых мы желаем вести исследование, пять? Теэтет. Как же? Ведь невозможно согласиться на меньшее число, чем то, что вышло теперь. Чужеземец. Итак, мы смело должны защищать положение, что движение есть иное по отношению к бытию? Теэтет. Да, как можно смелее. Чужеземец. Не ясно ли, однако, что движение на самом деле есть и небытие, и бытие, так как оно причастно бытию? Теэтет. Весьма ясно. Чужеземец. Небытие, таким образом, необходимо имеется как в движении, так и во всех родах. Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
595
596
597
598
599
600
601
602
603
604
605
606
607
608
609
610
611
612
613
614
615
616
617
618
619
620
621
622
623
624
625
626
627
628
629
630
631
632
633
634
635
636
637
638
639
640
641
642
643
644
645
646
647
648
649
650
651
652
653
654
655
656
657
658
659
660
661
662
663
664
665
666
667
668
669
670
671
672
673
674
675
676
677
678
679
680
681
682
683
684
685
686
687
688
689
690
691
692
693
694
695
696
697
698
699
700
701
702
703
704
705
706
707
708
709
710
711
712
713
714
| ||
|