Библиотека >> К онтологии сознания через рефлексию

Скачать 164.78 Кбайт
К онтологии сознания через рефлексию

— Киев, 1991. — № 8. — С.14 — 41.

2. М.К.Мамардашвили Как я понимаю философию. — Москва, 1990 (см. также книгу М.К.Мамардашвили и А.М.Пятигорский «Символ и сознание», Израиль, 1980).
С.Л. Катречко

Рыночная реформа и менталитет русского народа

Основное содержание доклада: в докладе можно выделить два блока. Первая часть посвящена анализу взаимодействия рыночных реформ, проводимых в России, и российского менталитета. Целью этой части доклада является ответ на вопрос о том, почему, начиная с весны 1993, темп рыночного реформирования в России замедлился и есть ли для этого объективные основания? Суть ответа заключается в том, что замедление развития рыночных отношений связано с тем, что дальнейшее развитие рынка вступило в противоречие с менталитетом российского народа, а именно с духовным «измерением» менталитета: духовность совместима с рынком только до известных пределов, поэтому в настоящее время быстрого развития рыночных отношений не будет, пока не будет изменен соответствующим образом российский менталитет. Вторая часть доклада «Свобода: духовность и социальность» посвящена анализу феномена свободы человека. Целью данной части доклада является ответ на вопрос: способствует ли развитие рынка развитию свободы? Суть ответа заключается в том, что можно выделить два измерения свободы: «социальная» свобода (к этому «измерению» свободы относятся основные права и свободы человека) и «духовная» свобода. Это разделение позволяет выявить ограниченность развития чистого рынка и необходимость развития «духовной» составляющей свободы. Именно в этом, по мнению автора, и состоит основная «глобальная» задача современного развития России.

Проведение рыночной реформы в России сталкивается со значительными трудностями. И это неудивительно, поскольку введение любой инновации как правило встречает сильное сопротивление. В настоящее время противостояние сторонников и противников реформ пронизывает все российское общество сверху донизу, начиная с противостояния высших органов государственной власти и различных политических группировок, и кончая расслоением широких слоев населения. Особый интерес представляет то обстоятельство, что указанное противостояние имеет место и на уровне личного сознания: сейчас перед каждым стоит проблема личностного выбора в рамках шкалы, крайними полюсами которой являются фигуры уличного торговца-спекулянта и митингующего пенсионера-коммуниста. В той или иной форме каждый задает себе вопрос: пойду ли я торговать в коммерческий магазин или перепродавать с рук по спекулятивным ценам? Отрицательный ответ на этот вопрос, который дает большинство населения России, и определяет форму пассивного, но все же сопротивления продвижению рыночной реформы в России. Этот феномен личностного выбора позволяет предположить, что трудности проведения рыночной реформы обусловлены не только интересами тех или иных социальных групп, а лежат более глубоко: истоки сопротивления введению рыночных отношений коренятся в русском характере, в менталитете русского народа. Попробуем обосновать этот тезис.

Можно выделить два аспекта проблемы соотношения рыночной реформы и менталитета русского народа: динамический и статический. С точки зрения динамического аспекта, менталитет выступает как консервативный противовес любому значительному социальному изменению, в том числе и рыночному реформированию. Не останавливаясь подробно на этом аспекте проблемы, можно отметить, что основной пафос длительного начального этапа реформ — перестройки, как раз и заключался в постепенной переориентации инерционного маховика менталитета с коммунистических на общечеловеческие ценности, что предполагает более терпимое отношение к рыночным отношениям.

Перейдем к рассмотрению статического аспекта проблемы, который можно сформулировать в виде следующего вопроса: совместим ли (и до какой степени) менталитет русского народа с рыночной экономикой? Для ответа, прежде всего, уточним достаточно расплывчатое понятие менталитета. Под менталитетом будем понимать глубинное ядро личности, зависящее от социокультурных, географических и языковых и т.п. факторов. Указание на глубинность расположения менталитета предполагает определенное структурирование сознания, которое может быть представлено в виде следующей модели:

В сознании можно выделить три типа структур: поверхностные структуры сознания, которые условно можно соотнести с содержанием сознания; глубинные структуры сознания, образующие «экран», на котором собственно и развертывается содержание сознания; промежуточные структуры сознания, опосредующие взаимодействие поверхностных и глубинных структур. Глубинные структуры сознания, составляющие онтологическое ядро сознания, образуют тело сознания и представимы в виде N-мерного игольчатого многогранника (более подробно о размерности сознания см. в [1]). При взаимодействии тела сознания с внешним миром формируется L-мерное семантическое пространство [2], которое и репрезентирует все многообразие внешнего мира. Количество измерений онтологического ядра сознания и семантического пространства, которое и образует поверхностные структуры сознания, в общем случае не совпадают, поскольку поверхностные структуры сознания более лабильны и в большей степени зависят от социокультурных и языковых факторов.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104