Библиотека >> К онтологии сознания через рефлексию

Скачать 164.78 Кбайт
К онтологии сознания через рефлексию

В построениях Минковского это определенная область пространственно-временного континуума. Сознание человека – область мысли, область сверхсветовых скоростей. В этой области принцип детерминизма перестает действовать, зато действует (в чистом виде) целевая причинность Аристотеля, новый вид детерминизма. Область живого является пограничной — между неживым и сознанием — областью, т.е. это линия световой скорости – область настоящего, область частичного преодоления физического детерминизма.
С.Л. Катречко

КАК ВОЗМОЖНА МЕТАФИЗИКА?

1.Уточнение поставленной проблемы

Данная постановка проблемы восходит к Канту. Однако если обратиться к кантовской «Критике чистого разума», то видно, что свой первоначальный вопрос «как возможна метафизика в качестве природной склонности?» Кант редуцирует к вопросу «как возможна метафизика как наука?». На наш взгляд такая сциентистская редукция вопроса неправомерна, поскольку философия как область рационально-дискурсивного знания, отлична как от науки, так и от искусства, например от литературы (тезис 1). Тем самым вынесенный на обсуждение вопрос можно уточнить так: как возможна философия (метафизика) в качестве рациональной деятельности?

2. Предмет философствования

В отличие от естествознания (искусства), предмет изучения которой достаточно четко определен, ответ на вопрос о возможности метафизики необходимо предварить обсуждением того, а есть ли у философии свой предмет исследования, отличный от предмета других научных дисциплин (искусства)? На этот вопрос мы даем положительный ответ. Предметом философии являются особые метафизические объекты, или «целостности» [1], примерами которых являются, например, кантовские идеи разума (тезис 2). Они представляют собой «мысленные конструкты», наподобие созданных сознанием человека при созерцании звездного неба созвездий.

С одной стороны, важной особенностью «целостностей» является то, что они имеют объемлющий человека характер, т.е. не являются объектами в привычном понимании этого слова. Вследствие этого метафизические объекты не могут адекватно исследоваться научными методами, хорошо зарекомендовавшими себя при изучении объективно данного, например физических, химических или биологических объектов.

С другой стороны, предмет философии отличается от предмета искусства, которая занимается исследованием «внутреннего мира» человека, т.е. другой «частью» нововременного субъектно-объектного различения.

В этом смысле «целостности» являются пограничными — трансцендентальными — феноменами, имеющими субъектно-объектный характер.

3. Homo metaphysics

Таким образом, поставленный вопрос о возможности метафизики приобретает следующую редакцию: как возможны метафизические объекты? Общий ответ на него уже был дан выше, когда эти объектны были охарактеризованы как «мысленные конструкты».

Более точный ответ на этот вопрос сформулируем так: метафизические объекты есть результат деятельности способности творческого воображения, или фантазирования (тезис 3) [2, 3]. Развернем его чуть подробнее.

В составе этой способности можно выделить два взаимосвязанных механизма. Первый из них может быть назван механизмом опережающего «схватывания идей». Поясним суть его работы на простом примере. Допустим, мы смотрим на дом и видим какую-нибудь его часть. Мы говорим при этом, что видим дом. Зададимся вопросом: что позволяет нам говорить о видении всего — «целостности» — дома (дома как целого)? Понятно, что никакой опыт не дает нам видения «целостности». Увидеть дом как целое можно, если у нас уже есть «идея» дома. Отвергая платоно-декартовский подход (концепция анамнезиса — «врожденных идей»), который совершенно неприемлем для Канта, мы должны постулировать наличие у человека особой способности к формированию «идей»: что-то наподобие гуссерлевской эйдетической интуиции. Однако в этой способности нет ничего мистического. Человек, благодаря имеющейся у него способности к синтезу, с помощью творческого воображения конструирует гипотетическую «идею» происходящего, в данном случае «идею» дома (заметим, что используемое словосочетание «схватывание идеи» употребляется нами примерно в том же смысле, когда говорят о схватывании (понимании) «идеи» математического доказательства или понимании «идеи» (= принципа) работы какого-нибудь технического устройства). Именно этот механизм и позволяет увидеть дом, т.е. сконструировать дом как целое, или увидеть на небе созвездия, или увидеть красоту цветка. Или на основании восприятия некоторой последовательности музыкальных звуков услышать — сконструировать — мелодию...

Подтверждением обоснованности предложенного нами подхода к формированию «идей» служит феномен «творческой ошибки», возникающий при формулировании человеком ошибочной гипотезы происходящего.

Другим механизмом — «срезом» — творческой способности воображения является способность человеческого сознания менять «масштаб» рассмотрения. Если обратиться к примеру с «видением дома», то для того чтобы увидеть дом, необходимо «переключить» внимание с его деталей на видение целого, с «содержания» на «форму» дома.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104