Библиотека >> Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Скачать 160.62 Кбайт Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Подобные же школы существовали в Вифании и в
Иерихоне; <<37>> и в книге Крюдена
"Concordance" <<38>> встречается следующее интересное
замечание: "Школы или коллегии пророков - первые школы, о которых имеется отчет
в Священном Писании, где "дети" пророков, что означает их учеников, жили в
условиях уединенной и суровой жизни, в постоянном обучении и медитации и в
чтении Закона Божия... Этим школам или Обществам Пророков пришли на смену
Синагоги". Каббала, в которой заключено наполовину раскрытое учение, является "в
том виде, в каком она сейчас" современной компиляцией, так как часть ее
составлена Раввином Моисеем де-Леон, который умер в 1305 г. по Р. Х. Каббала
состоит из пяти книг: Бахир, Зохар, Сефер, Сефирот, Сефер Иецира и Аш Мецарет;
утверждают, что ее происхождение - устная передача, идущая из глубокой
древности, если "древность" рассматривать с точки зрения исторического
летоисчисления. Доктор Уинн Уэсткотт говорит, что "еврейская традиция
приписывает самую древнюю часть Зохара эпохе, предшествовавшей построению
второго Храма; а Раввин Симеон бен-Иохай записал одну ее часть в первом столетии
христианской эры. Относительно Сефер Иецира Сваджа Гаон, умерший в 940 г. по Р.
Х., выражается как об "очень древнем".<<39>>
Некоторые части древних устных учений были внесены в Каббалу, каковой она является в наше время, но истинная архаическая мудрость евреев остается в ведении небольшого числа истинных сынов Израиля. Как ни краток этот очерк, он достаточно ясно указывает на существование сокровенной стороны мировых религий, и теперь мы можем перейти к рассмотрению вопроса, составляет ли христианство исключение из этого всеобщего правила.
Глава II. Сокровенная сторона христианства: Мы уже видели, что по единогласному утверждению всех древних религий, они обладали сокровенными учениями и были хранительницами "мистерий" - факт, подтвержденный тем, что величайшие люди древности искали посвящения. Теперь нам необходимо решить вопрос: находится ли христианство вне круга этих религий и верно ли, что оно одно не имеет гнозиса и дает миру лишь простую веру, а не глубокое знание. Если бы это было так, мы имели бы перед собой грустный и достойный сожаления факт, доказывающий, что христианство предназначено лишь для невежественных людей, а не для всех, не для представителей всех ступеней развития. Но что это не так, возможно доказать с полной несомненностью. В таком доказательстве христианство нашего времени чрезвычайно нуждается, так как все, что есть лучшего в нем, самый цвет христианства, гибнет от недостатка духовного знания. Если бы эзотерическое учение было восстановлено и привлекло к себе внимание серьезных исследователей, тогда не замедлило бы и восстановление оккультного знания. Посвященные в малые мистерии сделались бы кандидатами для великих мистерий, а с восстановлением знания вернулся бы и авторитет сокровенного учения. И воистину, нужда в этом слишком велика. Посмотрите кругом и вы увидите, что запад страдает от последствий утерянной духовности; утратив свои мистические и эзотерические учения, христианство утратило вместе с тем свою власть над множеством образованных людей, и если мы замечаем в последнее время некоторое оживление религиозного сознания, то этим мы обязаны частичному возрождению древних мистических учений. Совершенно очевидно для всех, изучавших настроения второй половины истекшего столетия, что многие вдумчивые и нравственно развитые люди ушли из церкви потому, что ее учения противоречили их разуму и не удовлетворяли их нравственного чувства. Невозможно допустить, чтобы вся широко распространившаяся волна безверия возникла только от недостатка нравственности или из-за всеобщей извращенности современных людей. Каждый, внимательно изучавший это явление, согласится, что люди с сильным умом были отторгнуты от христианства, с одной стороны - первобытностью религиозных идей, предлагаемых церковью, с другой - теми противоречиями, которыми изобилуют авторитетные писания и такими взглядами на Бога, человека и вселенную, которые не приемлемы для развитого интеллекта. Точно так же нельзя объяснить и нравственным падением это возмущение против церковных догматов. Возмутившиеся не были людьми недостойными своей религии: наоборот, религия не была достаточно высока для них. Возмущение против ходячего христианства было вызвано ростом совести; и совесть, и интеллект одинаково восстали против учений, унизительных как для Бога, так и для человека, представляющих Бога тираном, а человека - по самой своей природе - злым и могущим спастись только путем рабской покорности. Отпадение многих образованных людей от церкви объясняется постепенным понижением христианства до уровня такой простоты, которая сделала его учения доступными для наиболее неразвитых людей. Протестант | ||
|