Библиотека >> Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Скачать 160.62 Кбайт Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
В подтверждение своих доводов они указывают на такие
выражения, как слова апостола Павла: "Дети мои, для которых я снова в муках
рожден, доколе не изобразится в вас Христос".<<157>> Здесь апостол,
очевидно, не может иметь в виду исторического Иисуса, а определенные переживания
человеческой души, которые он понимает как возникновение Христа в ее глубине. И
тотчас же Учитель объявляет, что хотя он и знал Христа по плоти, отныне он более
не будет знать Его таковым; <<158>> из этого ясно, что хотя он
и признавал Христа во плоти, т. е. Иисуса, он достиг и более возвышенного
понимания Его, и в этом новом понимании для него утратилось прежнее значение
исторического Христа. Подобная точка зрения начинает распространяться в наши
дни, и лицом к лицу с фактами, приводимыми сравнительным изучением религий, в
недоумении от противоречий в евангельских текстах, смущенные задачами, которые
оказываются неразрешимыми, пока они связываются с поверхностным смыслом
священных писаний, - современные последователи Христа с отчаянием повторяют, что
"буква убивает" и только "дух животворит" и что необходимо уловить более
глубокий смысл в том повествовании, которое старо как мир и всегда служило
жизненным центром для каждой мировой религии. Люди с этим направлением, которое
не может быть обозначено как определенная школа мысли, с одной стороны, как бы
протягивают руку тем, которые принимают все за легенду, убеждая их признать и
историческую основу, а с другой стороны - они же говорят своим единоверцам, что
опасность растет, что если христиане и впредь будут придерживаться буквы
писаний, не выдерживающих критики все более растущего знания наших дней, - все
духовное значение христианства может быть окончательно подорвано. Является
опасность утерять "историю Христа" и с ней самую идею того Христа, который был
поддержкой и вдохновением для миллионов благородных душ на Востоке и Западе,
хотя бы Его называли другими именами и поклонялись Ему под другими формами;
опасность эта стала угрозой для всего человечества, которое духовно обнищает,
утеряв жемчужину такой неоценимой красоты.
Чтобы избежать этой опасности, необходимо распутать различные нити в истории Христа и поместить их рядом, одна возле другой - нить истории, нить легенды, нить мистицизма. Они перепутались в одно сплетение, и распутывая их, мы увидим, что сама история, - по мере того, как она освещается светом знания, - становится не менее, а более ценной и что в ней, как во всем, основанном на истине, чем ярче освещение, тем яснее выступает присущая ей красота. Мы начнем наше исследование с исторического Христа, затем возьмем Христа мифического и под конец Христа мистического и тогда мы увидим, что элементы, извлеченные из этих аспектов, и составят Иисуса Христа христианских церквей. Все они входят в состав того грандиозного и патетического Образа, который господствует над мыслями и чувствами христианского мира, того Человека Скорбей, Спасителя и Господа, так сильно возлюбившего людей.
Исторический Христос, Иисус Целитель или Наставник
Нить жизнеописания Иисуса может быть без особого затруднения отделена от двух других нитей, с которыми она тесно переплетена. Мы облегчим нашу задачу, если начнем черпать из той летописи прошлого, которую оккультно подготовленные лица могут проверить сами и из которой некоторые потребности, касающиеся Иудейского Учителя, были даны миру через компетентных оккультных исследователей. Может быть, читатель отнесется критически к слову "компетентный", когда оно прилагается к оккультизму. Но оно означает не что иное, как человека, достигшего путем определенного метода особых знаний и развившего в себе силы, которые позволяют ему обосновывать свое суждение относительно исследуемого предмета на личном непосредственном знании. Совершенно так же, как мы считаем Гексли компетентным в биологии, как мы говорим о старшем Вранглере как о знатоке математики, или о Лайэлле, как о знатоке геологии, так же можем мы назвать компетентным в оккультизме такого человека, который, с одной стороны, сумел овладеть основными теориями строения человека и космоса, а с другой - развил в себе способности, которые существуют во всех людях в зачатке и могут проявиться у каждого, кто начнет правильно применять к себе надлежащие методы развития; те способности, которые позволяют самому человеку исследовать явления природы в их наиболее сокровенном действии. Так же как человек может родиться с наклонностью к математике и упражняя эти свои способности в течение многих лет, до чрезвычайности развить свои математические дарования, так же человек может родиться с известными способностями души и развить их до высокой степени воспитанием и дисциплиной. Если, развив в себе эти способности, он начнет применять их к изучению невидимых миров, то такой человек становится компетентным в оккультной науке и может самостоятельно проверять летописи, о которых я говорила выше. | ||
|