Библиотека >> Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Скачать 160.62 Кбайт Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Павел и на которую претендовали гностики. И,
в самом деле, даже помимо формальных доказательств существования и
авторитетности в древние времена апостольских преданий, ясно, что такие предания
должны были существовать, если допустить, что апостолы беседовали, а их друзья
обладали памятью, как все остальные люди. Было бы совершенно непонятно, если бы
они не постарались изложить открытые им учения более систематично, чем они
сообщаются в св. Писании, когда обращенные ими ученики подвергались нападениям и
клеветам еретиков, если не предположить, что это было им запрещено -
предположение вполне недопустимое. Их объяснения, вызванные таким мотивом, были
бы несомненно сохранены вместе с теми сокровенными, но менее важными истинами,
на которые намекает ап. Павел и которые признавались более или менее и ранними
христианскими писателями, одинаково как относящиеся до характерных черт
еврейской церкви, так и до будущих судеб христианства. Подобные воспоминания об
апостольских учениях должны были бы очевидно повлиять на верования тех, которые
получали такие поучения, если не предположить, что эти учения, хотя и
передававшиеся вдохновенными учителями, были все же не божественного
происхождения".<<150>>
В той части своей книги, которая трактует о способах аллегорического изложения, он пишет относительно жертвоприношения Исаака, как о "типическом новозаветном откровении". "В подтверждение этого замечания следует иметь в виду, что в церкви имелось, по-видимому, традиционное объяснение этих исторических типов, идущее от апостолов, но хранившееся в числе тайных учений, так как они считались опасными для большинства слушателей. Апостол Павел в Послании к Евреям дает нам пример такой традиции, одновременно как существующей и как сокровенной (хотя бы и доказано было, что она еврейского происхождения). Останавливаясь в начале в нерешительности и вопрошая своих братьев верят ли они, он не без колебания сообщает евангелическую схему повествования о Мельхиседеке, как внесенную в книгу Бытия".<<151>> Социальные и политические потрясения, которые сопровождали распадение Римской империи, раздирали ее обширное тело, и даже христиане были вовлечены в водоворот эгоистических взаимно враждующих интересов. Но и в эту эпоху встречаются местами разбросанные указания на особые знания, сообщавшиеся вождям и учителям церкви, знание небесных иерархий, наставления, даваемые ангелами и т. п. Но недостаток подходящих учеников вызвал закрытие мистерий как общественного учреждения, известного современникам, и учение передавалось все более и более сокровенно тем душам, которые появлялись все реже и реже, душам, знания, чистота и благоговение которых делали ли бы их способными воспринимать эти учения. Перестали существовать школы, в которых давались предварительные знания, а с исчезновением их совершилось и неизбежное: "закрылась дверь". Тем не менее, можно проследить в христианстве два течения, которые имели своим источником исчезнувшие мистерии. Одно - течение мистического познания, вытекавшее из Мудрости, гнозиса, которое сообщалось в мистериях; другое - мистического созерцания, составлявшего также часть гнозиса и приводившего к экстазу, к духовному видению, хотя это последнее, разъединенное от истинного знания, редко достигало до истинного экстаза и легко увлекало или в низшие области невидимых миров, или терялось среди разнообразного скопления тонких сверхфизических форм, объективно видимых для внутреннего зрения - которое преждевременно раскрывалось благодаря постам, бдениям и напряженному вниманию - формам, порожденным по большей части мыслями и эмоциями самого ясновидца. Но даже и в том случае, если видимые формы не были его собственными мыслеобразами, они были видимы через призму искажающей среды предвзятых идей и верований, и, благодаря этому, делались в большинстве случаев недостоверными. Тем не менее, некоторые из видений были подлинно небесного происхождения, и Иисус действительно появлялся время от времени своим последователям, и ангелы осеняли своим светлым присутствием келью монаха или монахини, озаряя уединение восторженных молитвенников и терпеливых искателей Бога. Отрицание возможности таких переживаний уничтожило бы в самом корне самую суть того, что составляло твердую веру всех религий и опытное знание всех оккультистов; взаимное общение между духом воплощенным и духом облеченным в более тонкие покровы, соприкосновение души с душой, преодолевающее телесные преграды, раскрытие божественности в человеке, реальное знание жизни за пределами смерти. Бросая беглый взгляд на истекшие века, мы находим, что в христианстве не было ни одного периода, когда бы оно было совсем лишено мистерий. | ||
|