Библиотека >> Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Скачать 160.62 Кбайт Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Момент этот отмечен в преданиях, собранных в евангелиях, как Крещение Иисуса, когда появился Дух Святой, исходящий с неба как голубь и пребывающий в Нем",<<161>> и когда голос с небес возгласил: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".<<162>> Он был истинно "возлюбленный Сын", в которого Отец вложил свое благоволение и с того времени "Иисус начал проповедовать" <<163>> и стал той чудесной тайной, "Богом, явившимся во плоти",<<164>> возвестившим божественность человеческой природы. Ибо Он сказал: "Не написано ли в вашем законе: Я сказал: вы - боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание: Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: "богохульствуешь", потому что Я сказал: "Я - сын Божий?"" <<165>> Воистину, все люди разделяют божественную природу, ибо Дух Божий живет в них, но не во всех проявляется божественность так, как она проявилась в возлюбленном Сыне Всевышнего. Этой проявившейся духовной Сущности мы можем безошибочно дать имя "Христа": это Он явился в форме человека Иисуса, обходя горы и долины Палестинские, уча, исцеляя и собирая вокруг себя учеников из числа наиболее развитых душ. Редкое очарование Его царственной любви, изливавшейся из Него, как лучи из солнца, притягивало к Нему всех страдающих, усталых и обремененных; нежная магия Его кроткой мудрости очищала, облагораживала и облегчала жизнь людей, приходивших в соприкосновение с Его жизнью. Притчами и яркими образами учил Он невежественные массы, толпившиеся вокруг Него и, выявляя силы чистого Духа, исцелял больных словом или прикосновением, усиливая магнетическую энергию Своего непорочного тела силой, исходившей из Его внутренней жизни. Отвергнутый Ессейскими братьями, среди которых Он начал свой подвиг, Он нашел в них то противодействие, которое образно изображено в истории искушения; причиной этого противодействия было обнародование им той духовной мудрости, которую они считали своим собственным тайным сокровищем, и еще потому, что его всеобъемлющая любовь притягивала к Нему всех отвергнутых и презираемых. Вскоре вокруг него сгустились облака ненависти и подозрения. Учителя и правители Его народа начали смотреть на Него с завистью и гневом; Его духовность была постоянным укором для их себялюбивой корысти, Его сила - непрестанным, хотя и безмолвным указанием на их слабость. Не более трех лет прошло со времени Его крещения, а буря, грозившая Ему, уже разразилась, и человеческое тело Иисуса понесло кару за то, что послужило обителью для божественного Воплощения. Небольшая группа избранных учеников, которых Иисус выделил как хранителей Своего учения, были лишены физического присутствия своего Учителя, прежде чем они успели усвоить Его наставления; но это были души уже высоко поднявшиеся, вполне готовые для восприятия божественной мудрости и способные передать ее менее готовым людям. Наиболее восприимчивым был "любимый ученик Иисуса", самый молодой из всех, наиболее ревностный, пылкий, глубоко преданный своему Учителю, - он разделял Его дух всеобъемлющей любви. Св. Иоанн представлял собой в период, последовавший за физическим отбытием Христа, дух мистической любви, стремящейся к экстазу, к видению божественного и к слиянию с Ним, тогда как позднее появившийся апостол Павел представлял собой аспект Мудрости в мистериях Христа. Учитель не забыл своего обещания явиться к ним, когда мир потеряет Его: "Не оставлю вас сиротами, приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня..." <<166>> Он действительно приходил к ним в течение пятидесяти лет или около того, в Своем тонком сверхфизическом теле, продолжая начатые наставления и обучая их в области сокровенных истин. Большинство учеников жило вместе, в уединенной местности, на границе Иудеи; они не привлекали к себе внимания, так как в те времена было много общин, живших с внешней стороны подобно им; они проводили время в изучении глубоких истин, преподанных им Учителем, и в приобретении "даров Духа Святого". Эти внутренние обучения, начатые еще тогда, когда Он жил в физическом теле среди них, и продолжавшиеся после того, как он покинул его, образовали основу "Мистерий Иисуса", которые составляли принадлежность церкви первых веков христианства; их жизненная сила стала тем внутренним ядром, вокруг которого собирались разнородные элементы, послужившие для образования позднейшего церковного христианства. В замечательном отрывке, называемом "Пистис София", мы имеем документ высочайшего интереса, относящийся до сокровенного учения, записанный знаменитым Валентином. В нем говорится, что в течение одиннадцати лет после своей смерти Иисус поучал своих учеников "в области первых статутов, вплоть до области первой мистерии, той, которая за покрывалом".<<167>> Они еще не изучали распределение чинов ангельских, о чем отчасти говорится у Игнатия. | ||
|