Библиотека >> Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Скачать 160.62 Кбайт Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
"Воистину символ креста может быть для нас безошибочным признаком для того,
чтобы различать добро и зло в встречающихся трудностях жизни. "Лишь те действия,
в которых отражается свет креста, достойны жизни ученика" - говорит один из
стихов в книге оккультных правил; это означает, что каждый желающий вступить на
путь служения должен действовать, побуждаемый к тому горячим стремлением
жертвенной любви. Та же мысль выражена в дальнейшем стихе: "Когда ученик
вступает на Путь, он возлагает свое сердце на крест; когда сердце и крест
сольются в одно, тогда он достиг цели". Так можем мы измерять наш внутренний
рост, наблюдая, что преобладает в нашей жизни: себялюбие или
самопожертвование.
Жизнь самопожертвования готовит те внутренние условия, при которых в душе совершается рождение Младенца Христа, когда вся жизнь становится непрестанным искуплением, обожествляющим все более и более природу человека. Каждая подобная жизнь становится жизнью "возлюбленного Сына" и заключает в себе славу Христа. Каждый человек может работать в этом направлении, принося все свои действия и все свои силы в жертву и делая это до тех пор, пока руда не очистится от шлака и не останется одно чистое золото.
Глава VIII. Воскресение и Вознесение Учения о Воскресении и Вознесении составляют также часть малых мистерий, ибо они - неотъемлемые части "Солнечного мифа" и пробуждения Христа внутри человека. По отношению самого Христа, они имеют свою историческую основу в том, что Он продолжал учить своих апостолов после своей физической смерти, а также и в том, что по прекращении своего непосредственного учительства Он появлялся как иерофант в великих мистериях до тех пор, пока Иисус не заместил Его. Во всех мифических сказаниях воскресение героя и его прославление являются неизменно как завершение истории его смерти; и в мистериях тело готовящегося к Посвящению было всегда погружаемо в транс, подобный смерти, во время которого его освобожденная душа странствовала по невидимым мирам в течение трех дней, после чего возвращалась и оживляла тело. И в истории жизни той Индивидуальности, которая становится Христом, мы находим всегда повторение драмы Воскресения и Вознесения. Но прежде чем понять полное значение этого события, мы должны усвоить главные черты человеческого строения и научиться различать естественное, душевное и духовное тела человека. "Есть тело душевное, есть тело духовное".<<236>> Существует еще и до сих пор у непросвещенных людей уверенность, что человек представляет собою лишь двойственность: "душу" и "тело". Они принимают слово "душа" и "дух" за синонимы и одинаково употребляют выражения: "душа и тело" и "дух и тело", подразумевая, что человек состоит из двух составных частей, одна из которых уничтожается по смерти, а другая переживает ее. Для людей неразвитых, невежественных это примитивное разделение кажется достаточным, но оно не дает возможности понять мистерии Воскресения и Вознесения. Каждый христианин, изучавший хотя бы самым поверхностным образом человеческий состав, различает в нем три части: Дух, Душу и Тело. Это разделение правильно, хотя для более глубокого изучения требуется дальнейшее подразделение, и в молитве апостола Павла мы читаем: "Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока".<<237>> Это троичное разделение принято в христианской теологии. Дух сам по себе являет собою воистину Троицу и есть отражение, и образ божественной Троицы, но этот вопрос мы будем изучать в следующей главе. Истинная суть человека, бессмертный Дух, есть заключенная в нем Троица; это - жизнь, сознание, заключенные в "духовном теле" человека, и каждый аспект этой Троицы имеет свое собственное тело. Душа двойственна и заключает в себе разум и эмоциональную природу с своими соответствующими покровами, а физическое тело представляет собою материальное орудие Духа и Души. С точки зрения одного из христианских учений о человеке, в нем двенадцать различий, из которых шесть видоизменений образуют духовного человека и шесть - человека естественного. Другое учение разделяет его на четырнадцать подотделов: семь относятся к различным видам сознания и семь - к соответствующим им формам. Это последнее подразделение в сущности тождественно с подразделением и Мистиков, и о нем говорят обыкновенно как о семеричном, что вполне правильно, так как в человеке семь составов, но каждый состоит из формы и из заключенной в нем жизни. Эти отделы и подотделы несколько сложны и затруднительны для неразвитого ума и потому Ориген и Климент, как мы уже упоминали,<<238>> придавали большое значение умственному развитию для всех, желающих изучать гнозис. | ||
|