Библиотека >> Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Скачать 160.62 Кбайт Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Только посвященные... имели доступ к нему. И Платон
также считал незаконным нечистому прикасаться к чистому. Поэтому пророчества и
оракулы выражаются загадками, и мистерии не предъявляются немедленно всем и
каждому, но лишь после известных очищений и предварительных
наставлений".<<105>> Затем он подробно разъясняет символы,
комментируя пифагорейскую, еврейскую и египетскую символику,<<106>>
и затем прибавляет, что не сведущий и неученый человек не может понимать их. "Но
Гностик понимает. Посему-то и не подобает, чтобы все было предъявлено без
разбора всем и каждому, или чтобы благодеяния мудрости сообщались тем, у кого
душа даже и во сне не была очищена (ибо не позволено открывать случайному
пришельцу то, что было добыто с таким усиленным трудом) и не должны быть
мистерии Слова передаваемы мирянам".<<107>> Пифагорейцы и Платон,
Зенон и Аристотель имели рядом с внешними и сокровенные учения. Философы
установили мистерии, ибо "не более ли благотворно для святого и благословенного
созерцания реальностей быть сокрытым?" <<108>> апостолы также
одобряли "прикрытие мистерий веры" ибо есть особое обучение для "совершенных",
на которое есть указание в Послании к Колоссянам.<<109>>
Таким образом, с одной стороны, имеются мистерии, которые были сокрыты до времен апостолов, и которые были переданы ими так, как они приняли их от Господа и, сокрытые в Ветхом Завете, были проявлены для святых. А с другой стороны, есть богатства славы тайны и у язычников, которая есть вера и надежда во Христе; в другом месте он то же самое называет "основанием". Он приводит Ап. Павла в доказательство того, что "познание принадлежит не всем", и говорит, ссылаясь на Послание к Евреям,<<110>> что "несомненно и у евреев было нечто, устно переданное и не записанное"; а затем ссылается на Св. Варнаву, который говорит о Боге, как о "вложившем в наши сердца мудрость и понимание Своих тайн", и говорит, что "только немногим доступно понимание этих вещей", в которых "следы гностического предания". "Посему обучение, разоблачающее скрытые вещи, называют просветлением, ибо лишь один Учитель может приподнять крышку кивота Завета".<<111>> Далее, ссылаясь на Ап. Павла, он разъясняет его замечание, обращенное к Римлянам так, что он хочет явиться к ним "с полным благословением благовествования Христа" <<112>> и что он таким образом определяет "духовный дар и гностическое толкование", тогда как в своем присутствии желает наделить их "полнотою Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, но которая ныне явлена и чрез писания пророческие по повелению вечною Бога возвещена всем народам". Но лишь немногим из них показано, что означают те вещи, которые содержатся в мистерии. И посему правильно говорит Платон, рассуждая о Боге: "Мы должны говорить загадками, дабы, попадись таблица по несчастному случаю, приключившемуся с ее листами на море или на суше, тот, кто прочтет их, оставался бы в неведении".<<113>> После усердного исследования греческих писателей и наведения справок в философии, св. Климент заявляет, что гнозис, "сообщенный и открытый Сыном Божиим, есть мудрость... И сам гнозис есть то, что перешло через передачу к немногим, переданное изустно апостолами".<<114>> После подробного изложения жизни Гностика, Посвященного, св. Климент заканчивает так: "Да будет этот пример достаточен для тех, которые имеют уши. Ибо не подобает раскрывать тайну, но лишь указать так, что бы достаточно было для соучастников в знании постигнуть ее умом".<<115>> Считая, что св. Писания состоят из аллегорий и символов и что они скрывают истинный смысл для того, чтобы возбуждать пытливость и охранять невежественных читателей от опасности,<<116>> св. Климент давал свое высшее обучение только хорошо подготовленным ученикам. "Наши Гностики глубоко ученые люди" <<117>> - говорит он. И в другом месте: "Гностики должны обладать эрудицией".<<118>> Приобретая способности предыдущей умственной подготовкой, возможно овладеть и более глубоким знанием, ибо, "хотя человек может верить, не обладая знанием, мы все же утверждаем, что невозможно для человека без учености понимать то, что объявляется в вере".<<119>> "Некоторые, считающие себя одаренными от природы, не желают прикасаться ни к философии, ни к логике; более того, они не хотят изучать и естественные науки. Они хотят одной только веры... Таким образом, я того называю истинно ученым, который приносит все для свидетельствования об истине, чтобы из геометрии, музыки, грамматики и самой философии, выбирая все полезное, мог бы он охранять веру от нападения... Как необходимо для того, кто желает разделять могущество Бога, трактовать интеллектуальные предметы путем философии".<<120>> "Гностик пользуется различными в ветвями учености, как вспомогательными упражнениями". | ||
|