Библиотека >> Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
Скачать 160.62 Кбайт Эзотерическое христианство, или малые мистерии.
"Боги, - говорит
Ямвлих, - будучи благожелательны и милостивы, сообщают свой свет теургам в
безмерном изобилии, призывая их души к себе, создавая для них связь с собою и
приучая их, пока они еще в теле, отделяться от своих тел и соединяться со своим
вечным духовным началом".<<16>> Ибо "душа имеет двойную жизнь, одну,
соединенную с телом, а другую - отделенную от всего
телесного",<<17>> ввиду чего необходимо научиться отделять ее от
тела, чтобы она могла соединяться с богами посредством своей разумной и
божественной части и познавать подлинные основы знания и истины духовного
мира.<<18>> "Присутствие богов придает здоровье нашему телу,
праведность нашей душе, чистоту нашему уму, и, одним словом, поднимает в нас все
до своей истинной природы. Оно представляет то, что нетелесно, как телесное для
очей души, через посредство телесного зрения".<<19>> Когда
появляются боги, душа получает "освобождение от страстей, трансцендентное
совершенство и всепревышающую энергию, и она участвует в божественной любви и в
безмерной радости".<<20>> "Таким путем мы достигаем божественной
жизни и становимся действительно божественными".<<21>>
Высочайшая точка мистерий достигалась тогда, когда Посвящаемый становился богоподобным или вследствие соединения с божественным Существом, или вследствие осуществления божественного Я внутри себя. Это и называлось экстазом и было состоянием, которому индусские йоги дали бы название высочайшего самадхи; физическое тело находилось при этом в трансе, а освобожденная душа совершала свое собственное единение с Великим Единым. Подобный "экстаз" не есть в строгом смысле способность. Это есть состояние души, которое преобразует последнюю в такой степени, что она начинает видеть то, что ранее было сокрыто от нее. Состояние это не может быть постоянным, пока наше соединение с Богом не станет неизменным. Здесь, в земной жизни, экстаз может быть лишь временной вспышкой... Человек может перестать быть человеком и стать Богом; но человек не может быть Богом и человеком в одно и то же время.<<22>> Плотин утверждает, что он достигал такого состояния "лишь три раза". И Прокл учил так же, что единственное спасение для души есть возврат к своей духовной форме, что позволит ей избежать "круга рождений и обильных странствований" и достигнуть истинного Бытия, "единообразной и простой энергии периода тождества, вместо обильного страннического движения того периода, который характеризуется различием". Это и есть та жизнь; которую искали посвящаемые Орфеем в мистерии Вакха и Прозерпины, и она есть результат упражнения в очищающих, или "катарсических" добродетелях.<<23>> Эти добродетели были необходимы для великих мистерий, так как они влияли на очищение тонкого тела, в котором душа действовала, когда она была вне физического тела. "Политические" или практические добродетели принадлежали к обыкновенной жизни человека и достижение их до известной степени требовалось для вступления даже в такую школу, какая описана ниже. Затем следовали "катарсические" добродетели, посредством которых тонкое тело, проводник эмоций и низшего разума, было очищаемо; затем - "интеллектуальные" добродетели, относящиеся до αυγοειδες или светлого тела, служащего проводником для интеллекта; и наконец - созерцательные или "парадигматические" добродетели, благодаря которым осуществлялось единение души с Богом. Порфирий пишет: "тот, кто действует сообразно с практическими добродетелями, есть достойный человек, но тот, который действует сообразно с очищающими добродетелями, есть ангелоподобный человек или добрый гений (δαιμον). Тот, кто действует сообразно с интеллектуальными добродетелями, есть Бог; тот же, кто действует сообразно с парадигматическими добродетелями, есть Отец Богов".<<24>> Многие поучения давались в мистериях высшими Иерархиями, и Пифагор, великий Наставник, получивший свое посвящение в Индии и дававший своим ученикам "истинное познание вещей", обладал, как утверждают, таким знанием музыки, что он мог посредством нее господствовать над самыми дикими страстями людей и просветлять их разум. Примеры такого господства даются Ямвлихом в его "Жизни Пифагора". Нужно думать, что титул Теодидакта, данный Аммонию Саккасу, учителю Плотина, относится не столько к возвышенности его учения, сколько к этим божественным знаниям, полученным им в мистериях. Некоторые из употреблявшихся в мистериях символов объясняются Ямвлихом, который велит Порфирию изъять из своей мысли образ символа и достигнуть его внутреннего значения. Так "тина" означало все телесное и материальное; "Бог, сидящий над лотосом", означало, что Бог превышает и тину и разум, символом которого служил лотос и что, будучи неподвижным, он установлен в Самом Себе. | ||
|