Библиотека >> Как достичь познания высших миров?
Скачать 120.85 Кбайт Как достичь познания высших миров?
Если процесс восприятия цвета касается
исключительно глаз и нервов, то процесс сверхчувственного познания,
напротив, требует участия всего человека: последний как бы целиком становится
воспринимающим "глазом" или "ухом". Поэтому, характеризируя процесс
сверхчувственного познания, говорят о полном преображении человека; при этом
подразумевается, что обыкновенный человек еще не есть истинное. Он должен
полностью преобразиться.
К сказанному в главе "О некоторых последствиях посвящения" я хотел бы добавить то, что - с некоторыми оговорками - может быть отнесено и к другим главам этой книги. Читатель может прийти к мысли: "Чему служит подобное описание образных форм сверхчувственного переживания? Нельзя ли было описать эту жизнь в идеях, не прибегая к подобной наглядности?" На это нужно ответить: при переживании сверхчувственной действительности не следует упускать из виду того обстоятельства, что в сверхчувственном человек и осознает себя как сверхчувственное существо. Оставляя без внимания свое сверхчувственное существо, реальность которого делается вполне очевидной исходя из приведенного здесь описания "цветков лотоса" и "эфирного тела", человек переживал бы себя в сверхчувственном так же, как он мог бы переживать себя в чувственном мире, наблюдая предметы и явления, но ничего не зная о своем собственном теле. Тот факт, что он в своем "душевном теле" и в "эфирном теле" созерцает свой сверхчувственный облик, делает для него возможным осознание себя в сверхчувственном, подобно тому, как он приходит к самосознанию в физическом мире через восприятие своего физического тела.
1 Общий обзор "пути познания" можно найти в последней главе моей книги "Теософия, введение в сверхчувственное познание мира и человека". Здесь же будут приведены только некоторые частные стороны, имеющие практическое значение. 2 Должно заметить, что художественная чуткость в соединении с тихой, погруженной в себя натурой является наилучшим предварительным условием для развития духовных способностей. Эта чуткость проникает сквозь поверхностную видимость вещей и, благодаря этому, обретает доступ к их тайнам. 3 Только к тому, кто путем самоотрешенного слушания достигнет действительной способности воспринимать внутренне, в тишине, без всякого участия своего личного мнения или чувства, могут говорить высшие существа, о которых идет речь в тайноведении. Пока выслушиваемое встречает со стороны ученика то или иное мнение или какое-либо чувство, существа духовного мира безмолвствуют. 4 Приводимый здесь пример - поскольку он касается наблюдения над кристаллом - многообразно искажался теми, кто был наслышан о нем только внешним образом (экзотерически); отсюда возникли приемы, такие как "глядение в кристалл" и т. п. Подобные манипуляции основаны на недоразумениях. Они неоднократно описывались в книгах. Но они никогда не составляли предмета истинного (эзотерического) духовного обучения. 5 Если бы кто-нибудь на это возразил, что при более точном микроскопическом исследовании всегда можно отличить подделку от настоящего семени, то он только показал бы этим, что не понял того, о чем здесь говорится. Важно вовсе не то, что мы на самом деле имеем перед собой чувственным образом, а то, чтобы суметь развить на этом упражнении свои душевно-духовные силы. 6 Описание его можно найти в "Теософии" того же автора. 7 При всех дальнейших описаниях необходимо иметь в виду, что, например, под "видением" какого-нибудь цвета понимается духовное видение (созерцание). Если ясновидческое познание говорит: "я вижу красное", то это означает: "я имею в области душевно-духовного переживание, подобное телесному переживанию при впечатлении от красного цвета". Это выражение применяется только потому, что для ясновидческого познания вполне естественно сказать в подобном случае: "я вижу красное". Не приняв этого во внимание, легко можно спутать цветовое видение с действительно ясновидческим переживанием. 8 Относительно этих восприятий "вращения", а также и самих "цветков лотоса", остается в силе сказанное в предыдущем примечании о "видении цветов". 9 Человек, знакомый с предметом, узнает в этих условиях развития "шестнадцатилепесткового цветка лотоса" указания о "Пути", данные Буддой его ученикам. Однако здесь преследуется цель не обучения "буддизму", а изображения условий развития, проистекающих из духовной науки. То, что они согласовываются с известным учением Будды, не может помешать нам найти их верными также и по их собственной сущности. 10 Выражение "душевное тело" (как и многие другие подобные ему выражения, применяемые в духовной науке), взятое в буквальном смысле слова, конечно, содержит в себе противоречие. | ||
|