Библиотека >> Как достичь познания высших миров?
Скачать 120.85 Кбайт Как достичь познания высших миров?
Ученики чувствуют себя обязанными,
упражняясь, выслушивать какое-то время самые противоречивые мысли и приводить
при этом к полному безмолвию любое свое согласие и, особенно, любое
отрицательное суждение. При этом важно, чтобы безмолвствовали не только все
рассудочные суждения, но также и все чувства недовольства, отрицания или
согласия. С особой тщательностью должен ученик постоянно наблюдать за собой, не
присутствуют ли в нем, пусть и не на поверхности, но, в таком случае, в самой
внутренней глубине его души - эти чувства. Ему следует, например, выслушивать
мнения людей, стоящих в каком-отношении значительно ниже него, и подавлять при
этом всякое чувство большей своей осведомленности и превосходства. В этом
смысле каждому будет полезно прислушиваться к детям. Самый мудрый может безмерно
многому научиться у детей. Так человек достигает того, что отныне он умеет,
отрешившись от своей собственной личности, ее мнений и образа чувств,
выслушивать других. Упражняясь таким образом в выслушивании без всякой критики
даже тех мнений, которые совершенно противоречат его убеждениям, и когда ему
подносятся "самые превратные" суждения, он мало-помалу научается совершенно
сливаться с существом другого человека, всецело растворяться в нем. Он
вслушивается тогда сквозь слова в самую душу другого. Благодаря подобным
продолжительным упражнениям звук становится, наконец, верным средством для
восприятия души и духа. Конечно, для этого необходимо наистрожайшее
самовоспитание. Но оно ведет к высокой цели. Если эти упражнения производить в
сочетании с другими, указанными выше и относящимися к звучанию в природе, то в
душе человека вырастает новое чувство слуха. Она приобретает способность
воспринимать вести из духовного мира, которые не выражаются во внешних звуках,
воспринимаемых физическим слухом. Пробуждается восприятие "внутреннего слова".
Духовному ученику постепенно открываются истины из мира духа. Он слышит
обращенную к себе духовную речь.<<3>> Все высшие истины постигаются
благодаря этой обращенной к нам "внутренней речи". И то, что можно услышать из
уст истинного духовного исследователя, бывает получено им таким путем. Но это не
значит, что занятия тайноведческими сочинениями не принесут пользы до тех пор,
пока человек сам не сможет внимать подобным образом "внутренней речи". Напротив,
чтение этих сочинений и слушание учений духовных исследователей сами по себе
являются средством, позволяющим прийти к собственному познанию. Каждая мысль,
высказанная в тайноведении, способна направить ум услышавшего ее туда, куда он
должен прийти, если его душа поистине хочет сделать шаг вперед в своем развитии.
Ко всему приведенному здесь следует прибавить усердное изучение того, что
сообщают миру духовные исследователи. При любом духовном ученичестве подобное
изучение входит в состав подготовительной ступени. И если кто-либо захотел бы
применить все остальные средства, не приняв сначала учений духовных
исследователей, он не пришел бы к цели. Ибо эти учения почерпнуты из живого
"внутреннего слова", из "живой внутренней речи"; поэтому сами они обладают
духовной жизнью. Они - не просто слова. Они - живые силы. И в то время как ты
прислушиваешься к словам обладателя тайного знания, в то время как ты читаешь
книгу, возникшую из действительного внутреннего опыта, в твоей душе деятельны
силы, делающие тебя ясновидящим, подобно тому, как силы природы из
живого вещества образовали твои глаза и уши.
Просветление
Источником просветления служат очень простые переживания. Здесь также речь идет о развитии известных мыслей и чувств, которые дремлют в каждом человеке и которые должны пробудиться. Только того, кто терпеливо, строго и настойчиво упражняется в этих простых переживаниях, могут привести они к восприятию явлений внутреннего света. Начало можно положить, рассматривая определенным образом различные предметы и существа природы, например: прозрачный, хорошо сформированный камень (кристалл), растение или животное. Сначала надо постараться следующим образом направить все свое внимание на сравнение камня с животным. Приводимые здесь мысли должны проходить через душу, сопровождаемые живым чувством. И никакая другая мысль, никакое другое чувство не должны примешиваться и нарушать напряженное, чуткое размышление. Надо сказать себе: "Камень обладает обликом; животное также обладает обликом. Камень покоится на своем месте. Животное же может перемещаться с места на место. Влечение (желание) побуждает животное к перемене места. Этим влечениям служит и сам облик животного. Его органы, его орудия выработаны сообразно этим влечениям. Облик же камня сложен не сообразно желаниям, а свободной от желаний силой".<<4>> Если интенсивно погрузиться в эти мысли и с напряженным вниманием рассматривать камень и животное, тогда в душе оживают два совершенно разных рода чувств. От камня струится в нашу душу чувство одного рода; от животного - другого. Вначале это, вероятно, не удастся; но при действительно терпеливом упражнении эти чувства постепенно появятся. | ||
|