Библиотека >> Как достичь познания высших миров?
Скачать 120.85 Кбайт Как достичь познания высших миров?
Такой
человек, возможно, никогда не позволит себе совершить какого-либо физически
видимого действия, которое он считает бессмысленным. Но он не побоится носить в
себе превратные мысли или чувства. Ибо, по его мнению, они не представляют собой
опасности для остального мира. Но в тайноведении можно продвинуться только в том
случае, если относиться к своим мыслям и чувствам с таким же вниманием, с каким
люди относятся к своим поступкам в физическом мире. Когда человек видит перед
собой стену, он не пытается проскочить сквозь нее; он обходит ее. Он согласует
свои действия с законами физического мира. Такие законы существуют и для мира
мыслей и чувств, но только здесь они не могут действовать на человека
принудительно, извне. Они должны проистекать из его собственной душевной жизни.
Этого можно достичь, запрещая себе превратные мысли и чувства. Всякое
произвольное блуждание мысли, всякую пустую игру фантазии, все случайные приливы
и отливы чувств следует запретить себе. От этого человек не станет беднее
чувством. Напротив, он скоро обнаружит, что, только упорядочив таким образом
свой внутренний мир, он приобретает настоящее богатство чувств и истинную
творческую фантазию. Вместо мелочной чувствительности и праздной игры мыслей
появляются значительные чувства и плодотворные мысли. И эти чувства и мысли
приводят человека к способности ориентироваться в духовном мире. Он
становится в правильные отношения к реальностям духовного мира. И это оказывает
на него совершенно определенное воздействие. Подобно тому, как физический
человек находит свой путь между физическими телами, так теперь его тропа
пролегает между ростом и отмиранием, которые он научился
распознавать на описанном выше пути. Он следует тогда за всем растущим и
развивающимся - с одной, и за всем увядающим и отмирающим - с другой стороны,
как это требуется для собственного его развития и для развития мира.
Дальнейшая забота духовного ученика должна быть посвящена миру звуков. Здесь надо различать между звуками, производимыми так называемыми безжизненными предметами (падением тела, колоколом или музыкальным инструментом), и теми, которые исходят от живых существ (животного или человека). Слыша удар колокола, человек воспринимает звук и связывает с ним приятное чувство; в то время как в крике животного, он кроме этого чувства ощущает в звуке еще и откровение внутреннего переживания животного, его удовольствие или страдание. С этого рода звуков и должен начинать духовный ученик. Ему необходимо направить все свое внимание на то, что звук возвещает ему нечто, находящееся вне его собственной души. И он должен погрузиться в это чужое. Он должен тесно связать свое чувство с этим страданием или удовольствием, возвещаемым ему через звук. Он должен отрешиться от того, чем является для него этот звук, приятен ли он ему или неприятен, привлекает ли к себе или отталкивает от себя; его душу должно наполнять только то, что происходит в самом существе, от которого исходит звук. Кто планомерно и вдумчиво будет проделывать эти упражнения, тот приобретет способность некоторым образом сливаться с существом, от которого исходит звук. Человеку, одаренному музыкальной чуткостью, такое воспитание своей душевной жизни будет даваться легче, чем немузыкальному. Но все же не следует думать, что музыкальные способности могут заменить подобное воспитание. Духовному ученику надо учиться подобным образом ощущать всю природу. Благодаря этому в мир чувства и мысли погружается зачаток новой способности. Вся природа звучанием своим начинает нашептывать человеку тайны. Что раньше для его души было невразумительным шумом, становится благодаря этому исполненным смысла языком природы. И если раньше в звучании так называемых безжизненных вещей он слышал только звук, теперь он в нем воспринимает новый язык души. Продвигаясь в воспитании своих чувств, он вскоре замечает, что может слышать то, о чем он раньше и не подозревал. Он начинает слышать душою. Чтобы ученик мог достичь той вершины, которая вообще достижима в этой области, к этому необходимо прибавить и нечто иное. Особенно важно для развития духовного ученика то, как он внимает разговору других людей. Он должен приучать себя делать это так, чтобы его собственный внутренний мир при этом совершенно безмолвствовал. Когда кто-либо выслушивает мнение, высказываемое другим, то в его душе обычно возникает согласие или возражение. Многие, конечно, тотчас ощутят побуждение проявить свое согласие или, особенно, свое несогласие. Но духовный ученик должен заставить умолкнуть любое согласие или возражение. Дело здесь вовсе не в том, чтобы он внезапно изменил свой образ жизни и беспрерывно домогался этого внутреннего, глубокого безмолвия. Он должен только положить начало этому, поступая так в отдельных случаях, которые он избирает по собственному усмотрению. Тогда очень медленно и не сразу, как бы сам собой, этот новый род слушания прокрадется в его привычки. При духовном исследовании планомерно упражняются в этом. | ||
|