Библиотека >> Как достичь познания высших миров?
Скачать 120.85 Кбайт Как достичь познания высших миров?
Необходимо интимно вжиться в это описание; нужно принять в качестве предпосылки,
что к пониманию какой-либо вещи приходят не только благодаря сказанному о
ней самой, но и благодаря тому, что сообщается о совершенно иных вещах. Таким
образом, человек получит представление о том, что наиболее существенное
заключается не в одной отдельной истине, но в созвучии их всех. Тот, кто
намерен выполнять упражнения, должен подумать над этим очень серьезно. Можно
правильно понять упражнение и правильно выполнить его, и все же оно может
оказать неверное воздействие, если не дополнить его другим упражнением,
обращающим односторонность первого в душевную гармонию. Тот, кто вдумчиво
прочтет эту книгу, так, что чтение станет для него как бы внутренним
переживанием, тот не только ознакомится с ее содержанием, но и по ходу чтения
проникнется разнообразными чувствами; благодаря этому он узнает, какой
вес для душевного развития имеет каждое из них. Он найдет также, в какой
именно форме следует ему стараться выполнять то или иное упражнение, сообразуясь
со своей неповторимой индивидуальностью. Когда речь идет, как здесь, об описании
тех процессов, которые должны быть пережиты, то оказывается необходимым
все снова и снова возвращаться к содержанию; ведь убедиться в том, что многое
понято нами удовлетворительно, можно лишь тогда, когда мы испытали это на
практике, что позволило нам подметить некоторые тонкости, которые прежде
неизбежно упускались.
Однако и те читатели, которые не намерены сами идти очерченным здесь путем, обнаружат в этой книге немало пригодного для своей внутренней жизни: жизненные правила, разъяснения тех или иных вещей, кажущихся загадочными, и т. д. И тот, кто благодаря своему жизненному опыту многое пережил и прошел в известном отношении через посвящение жизнью, найдет, быть может, некоторое удовлетворение, встретив в общей взаимосвязи объяснение того, что прежде являлось ему в настолько разрозненной форме, что ему, возможно, не удавалось довести свои знания до удовлетворительного для него самого уровня представлений. Берлин, 12 октября 1909 г. Рудольф Штейнер
Предисловие к пятому изданию
Первоначальное изложение книги "Как достичь познания высших миров?", увидевшее свет более десяти лет тому назад, для этого нового издания было вновь проработано во всех частностях. Когда речь идет о душевных переживаниях и путях, подобных изложенным в этой книге, потребность в такой переработке возникает сама собой, поскольку изложенное здесь не может содержать в себе ни одной части, с которой душа сообщавшего не оставалась бы в тесной связи и которая не заключала бы в себе нечто еще, что продолжает и дальше работать над этой душой. И, разумеется, к этой душевной работе не могло не присоединиться стремление к достижению все большей ясности и отчетливости в данном несколько лет тому назад изложении. Из этого стремления и возникло все то, что я постарался осуществить в новом издании этой книги. Хотя все существенные ее разделы, все главное осталось как было, но все же в ней произведены значительные изменения. Во многих местах мне удалось сделать нечто для более точной характеристики деталей. И это казалось мне важным: если кто-нибудь захочет применить сообщенное в этой книге к своей собственной духовной жизни, то очень важно, чтобы он имел возможность более точно обозреть душевные пути, о которых здесь идет речь. При описании внутренних духовных процессов недоразумения могут возникать гораздо чаще, чем при освещении фактов физического мира. Подвижность душевной жизни, необходимость никогда не терять из виду всего ее отличия от жизни в физическом мире, а также многое другое делают вероятным возникновение подобных недоразумений. В настоящем издании я обратил внимание на те места в книге, которые могут дать повод к таким недоразумениям, и в новом изложении я постарался воспрепятствовать их возникновению. В то время когда я писал статьи, из которых составилась данная книга, о многом приходилось говорить иначе, чем в настоящее время еще и по той причине, что тогда мне приходилось указывать на содержание всего, обнародованного мною за последние десять лет из области познания духовных миров, не так, как это можно сделать теперь, после этого обнародования. В моем "Тайноведении", в "Водительстве человека и человечества", в "Пути к самопознанию" и, особенно, в "Пороге духовного мира", а также в других моих трудах описаны духовные процессы, на существование которых эта книга уже указывала более десяти лет тому назад, однако не в тех словах, которые кажутся верными сегодня. О многом, в то время еще не приведенном в этой книге, я должен был сказать, что это может быть сообщено только путем "устной передачи". В настоящее же время многое из того, что подразумевалось тогда под этими указаниями, обнародовано. | ||
|