Библиотека >> Как достичь познания высших миров?
Скачать 120.85 Кбайт Как достичь познания высших миров?
И, быть может, именно эти указания стали причиной
того, что возможность возникновения у читателей ошибочных мнений не была
полностью исключена. В личном отношении духовного ученика к тому или
иному учителю могли поэтому усмотреть нечто более существенное, чем следовало
бы. Я надеюсь, что в новом издании, благодаря иному способу изложения некоторых
деталей, мне удалось более резко подчеркнуть, что в современных условиях
духовной жизни для человека, ищущего духовного ученичества, более важным
является совершенно непосредственное отношение к объективному духовному
миру, чем к личности учителя. И в духовном обучении учитель все больше и больше
будет занимать место такого же помощника, какое занимает, согласно новейшим
представлениям, наставник в любой другой области знания. Я, как мне кажется,
достаточно определенно отметил, что в духовном ученичестве авторитет учителя и
вера в него не должны играть иной роли, чем в любой другой области знания и
жизни. Мне кажется чрезвычайно важным, чтобы именно об этом отношении духовного
исследователя к людям, интересующимся результатами его исследований, судили все
более правильно. Таким образом, я надеюсь, что исправил эту книгу там, где
десять лет спустя мне удалось найти места, нуждающиеся в исправлении.
За этой первой частью должна последовать вторая. Она содержит в себе дальнейшие разъяснения душевного строя, приводящего человека к переживанию высших миров. Новое издание этой книги было уже подготовлено, когда началась великая война, которую переживает теперь человечество. Мне приходится писать это предисловие с глубоким волнением в душе, вызванным роковым событием. Берлин, 7 сентября 1914 г. Рудольф Штейнер
Предисловие к восьмому изданию
При повторной переработке этого издания я посчитал необходимым внести в книгу лишь незначительные изменения. В то же время я дополнил это издание "Послесловием", в котором мои усилия были направлены на то, чтобы с большей ясностью суметь осветить вопросы, касающиеся душевных основ, на которые сообщения настоящей книги должны опираться таким образом, чтобы не оказаться воспринятыми превратно. Я полагаю, что содержание послесловия может быть полезным и для разъяснения иным противникам антропософской духовной науки того, что они держатся своих суждений, лишь поскольку под духовной наукой им представляется нечто, существенно отличающееся от того, чем она является в действительности; что же она есть на самом деле - им это совершенно неведомо. Май 1918 г. Рудольф Штейнер
Как достичь познания высших миров?
Предварительные условия
В каждом человеке дремлют способности, при помощи которых он может приобрести познания о высших мирах. Мистик, гностик, теософ всегда говорили о мирах души и духа, столь же действительных для них, как и тот мир, который можно видеть физическими глазами, осязать физическими руками. Слушающий их в каждое мгновение вправе сказать себе: то, о чем они говорят, я также смогу познать, если разовью в себе некоторые силы, которые сегодня во мне еще дремлют. Следовательно, речь может идти лишь о том, как приступить к развитию в себе этих способностей. Наставление к этому могут дать только те, кто уже обладает в себе этими силами. С тех пор как существует род человеческий, всегда существовали и школы, где люди, обладающие высшими способностями, давали наставления искавшим эти способности. Такие школы называются сокровенными школами, а обучение, которое дается в них, называется тайноведческим, или оккультным обучением. Такое название, естественно, вызывает недоразумение. При знакомстве с ним легко может сложиться мнение, что люди, причастные к деятельности таких школ, хотят изобразить собою какой-то особенно привилегированный класс людей, умышленно скрывающий свое знание от ближних. Здесь можно также предположить, что за этим знанием вообще не кроется ничего значительного. Ибо если бы оно было истинным знанием - так иногда склонны думать, - то незачем было бы делать из него тайну: можно было бы сообщить его открыто и сделать его преимущества доступными для всех. Посвященные в природу тайного знания нисколько не удивляются тому, что непосвященные мыслят таким образом. В чем состоит тайна посвящения - это может понять лишь тот, кто в известной степени сам испытал это посвящение в высшие тайны бытия. Но здесь можно спросить: каким же образом у непосвященного может вообще возникнуть при подобных условиях какой-либо человеческий интерес к так называемому тайному знанию? Как и почему станет он искать нечто, о природе чего он не может составить себе никакого представления? Но уже в самой основе такого вопроса лежит совершенно ошибочное представление о сущности тайного знания. Ибо в действительности с тайным знанием дело обстоит не иначе, чем со всяким другим человеческим знанием и умением. | ||
|