Библиотека >> Как достичь познания высших миров?
Скачать 120.85 Кбайт Как достичь познания высших миров?
Духовный ученик должен
избегать обычной манеры вести разговор, когда без разбора и вперемежку говорят
обо всем. Но при этом он отнюдь не должен отстраняться от общения со своими
ближними. Именно в этом общении его речь должна вырастать до значительности. Он
говорит с каждым и отвечает каждому, но делает это осмысленно, всесторонне
обдумав свои слова. Он никогда не говорит необоснованно. Он старается говорить
не слишком сжато, но и не слишком многословно. Четвертый душевный процесс
заключается в упорядочении внешней деятельности. Духовный ученик
старается направить свои действия так, чтобы они согласовывались с действиями
его ближних и с событиями вокруг него. Он отказывается от поступков, которые
могут ущемить других или внести разлад в то, что его окружает. Он старается
направить свою деятельность таким образом, чтобы она гармонично вошла в его
окружение, отразилась на его жизненном положении и т. д. Когда что-либо
побуждает его к действию, он добросовестно следит за тем, чтобы как можно лучше
согласовать свое действие с этой побудительной причиной. Действуя же по
собственному побуждению, он самым тщательным образом взвешивает все возможные
последствия своих действий. Пятый процесс заключается в устроении всей жизни
ученика. Духовный ученик старается жить в согласии с природой и духом. Он ни в
чем не проявляет торопливости, но и не предается лени. Он одинаково далек как от
чрезмерной поглощенности занятиями, так и от недобросовестности в них. Он
рассматривает жизнь как поле деятельности и строит ее сообразно с этим. Заботой
о своем здоровье, своими привычками и т. д. он распоряжается так, чтобы
достичь жизненной гармонии. Шестой процесс касается устремлений человека.
Духовный ученик подвергает испытанию свои способности и умения и действует
сообразно такому самопознанию. Он старается не браться за выполнение того, что
ему не по силам; с другой же стороны он пытается не упустить ничего из
того, что лежит в пределах его возможностей. В то же время он ставит себе цели,
связанные с идеалами, с великими обязанностями человека. Он не вовлекается, как
механический придаток, в работу "машины человечества", а стремится понять свои
задачи, становясь над повседневностью. Он стремится к тому, чтобы все лучше и
совершеннее исполнять свои обязанности. Седьмой процесс его душевной жизни
находит выражение в стремлении как можно большему научиться у жизни. Ничто не
проходит мимо духовного ученика, не послужив для него поводом к приобретению
полезного жизненного опыта. Если он исполнил что-либо неверно и несовершенно, то
в дальнейшем это становится стимулом к верному и совершенному действию в
подобных ситуациях. С той же целью он всматривается в действия других. Он
старается скопить богатое сокровище жизненного опыта и всегда тщательно
сверяется с ним. Он ничего не предпринимает, не оглянувшись предварительно на
пережитое, на то, что может оказать ему помощь в принятии решений и в их
выполнении. И, наконец, восьмое: духовный ученик должен время от времени
направлять взор на свой внутренний мир; он должен погружаться в самого себя,
тщательно советоваться с собою, вырабатывать свои жизненные правила и проверять
их, окидывать мысленным взором свои познания, взвешивать свои обязанности,
размышлять о содержании и цели жизни и т. д. Все сказанное выше уже
обсуждалось в предшествующих главах; здесь все это приводится лишь применительно
к развитию шестнадцатилепесткового цветка лотоса. Благодаря подобной практике
последний делается все совершеннее и совершеннее. Ибо от таких упражнений
зависит развитие дара ясновидения. Чем больше, например, мысли и слова человека
согласуются с процессами во внешнем мире, тем быстрее развивается этот дар.
Неверная мысль и неправдивая речь убивают нечто в зародыше
шестнадцатилепесткового цветка лотоса. В этом отношении правдивость, прямота и
честность являются созидательными силами, а лживость, неискренность, нечестность
- разрушительными. И духовный ученик должен знать, что здесь важно не одно
только "доброе намерение", но и реальное действие. Если я мыслю и высказываю
что-либо не согласующееся с действительностью, тем самым я разрушаю нечто в моем
духовном органе чувств, какое бы доброе намерение мною при этом ни руководило.
Здесь дело обстоит так же, как и с ребенком, который, дотрагиваясь до огня,
обжигается, если даже это и происходит по неведению. Когда душевные процессы уже
организованы вышеописанным образом, шестанадцатилепестковый цветок лотоса
начинает сверкать великолепными красками и приходит в закономерное движение.
Однако при этом необходимо принять во внимание, что упомянутый дар ясновидения
может открыться не раньше, чем будет достигнута определенная степень развития
души. Пока человеку еще трудно вести жизнь в намеченном направлении, этот дар не
обнаруживает себя. Но пока ему приходится обращать на эти процессы особое
внимание - он не достиг внутренней зрелости. По достижении того, что подобный
уклад жизни сделается для человека привычным, появятся и первые признаки
ясновидения. Тогда это перестанет быть трудным и станет для него естественным
образом жизни.
| ||
|