Библиотека >> Как достичь познания высших миров?
Скачать 120.85 Кбайт Как достичь познания высших миров?
Но и в самом внутреннем переживании
можно достичь той интенсивности, чтобы суметь познать мыслительные процессы
внутренней жизни взятые сами по себе, в их изолированности от всех прочих
душевных процессов. Из всей душевной жизни можно выделить нечто, состоящее из
довлеющих себе чистых мыслей, из которых исключено все, что привносится
восприятием и телесно обусловленной внутренней жизнью. Подобные мысли
выявляются через самих себя же, через то, что они суть как духовное,
сверхчувственно-сущностное. Душа, соединяющаяся с подобными мыслями таким
образом, что на время этого соединения ею отстраняется любое восприятие, любое
воспоминание, любое иное внутреннее переживание, знает, что вместе с мышлением
она в течение этого времени находится в сверхчувственной области и переживает
себя находящейся вне тела. У того, кто прозревает в истинное положение вещей,
больше не возникает вопроса: "Возможно ли не зависящее от тела переживание души
в сверхчувственной сфере как таковое?" Такой вопрос означал бы для него отказ от
того, что ему известно из опыта. Он, скорее, задаст другой вопрос, а именно:
"Что является для людей препятствием к признанию этого несомненного факта?"
Ответ он находит в том, что факт, о котором здесь идет речь, не обнаруживается,
если человек еще не пришел к такому душевному строю, который позволил бы ему
воспринять это откровение. Совершенно естественно, что в людях пробуждается
недоверие, когда им приходится проявлять душевную активность с тем, чтобы им
открылось нечто, по своей природе совершенно не зависящее от них. Люди склонны
бывают думать, что поскольку они сами должны подготовиться к принятию
откровения, то в таком случае содержание этого откровения ими же и создается.
Они хотят иметь дело только с тем опытом, для приобретения которого от них не
требуется никаких усилий и по отношению к которому они могут оставаться
совершенно пассивными. Если же вдобавок ко всему они еще и не знакомы с
элементарными требованиями научного подхода к вещам, то в душевном содержании
или проявлении, при котором душа низводится ниже ступени сознательной
деятельности (нормальная ступень предполагает наличие чувственных восприятий и
свободы действий), они усматривают объективное проявление
не-чувственно-сущностного. Подобное содержание души есть визионерское
переживание, медиумическое откровение. Но то, что проявляется через эти
откровения, есть не сверхчувственный, а подчувственный мир. Сознательная,
бодрственная жизнь человека не протекает всецело в теле; наиболее
сознательная часть этой жизни протекает главным образом на границе между телом и
внешним физическим миром. К ней относится жизнь восприятий, при которых то, что
происходит в органах чувств, можно с равным успехом рассматривать и как
проникновение внетелесных процессов в сферу тела или же как выход телесных
процессов во внешнюю сферу. К этому же относится и жизнь воли, основанная на
выборе существом человека такой позиции по отношению к сущности мира, что
происходящее в человеке как результат его воления можно рассматривать в то же
время и как часть мирового процесса. В этом душевном переживании, протекающем на
границе телесной сферы, человек во многом зависит от своей телесной организации;
но в эти переживания вовлекается мыслительная деятельность, и в той мере, в
какой это происходит, человек делает себя независимым от тела в своем
чувственном восприятии и волении. В противоположность этому в визионерских
переживаниях, в состояниях медиумического характера человек впадает в полную
зависимость от тела. Он исключает из своей душевной жизни тот элемент, который в
восприятии и волении может сделать его независимым от тела. Как результат этого,
содержание души и душевные проявления полностью сводятся к откровениям телесной
жизни. Визионерские переживания и медиумические явления суть следствия того, что
человек в душевных переживаниях и проявлениях подобного рода менее свободен от
тела, чем при обычном процессе восприятия или воления. При описанном в данной
книге переживании сверхчувственного, направление, в котором развивается душевная
способность переживания, диаметрально противоположно тому, что имеет место при
визионерских и медиумических явлениях. Душа постепенно делает себя более
свободной от тела, чем в обычной жизни восприятий и воли. Она приобретает ту
независимость, которая достижима при переживании чистых, довлеющих себе мыслей,
- что позволяет развить более широкую деятельность души.
Для того чтобы сверхчувственная деятельность души могла проявиться, чрезвычайно важно прийти к ясному пониманию чистого мышления. В сущности, это переживание как таковое уже есть сверхчувственная деятельность души, но при этом само сверхчувственное пока еще не созерцается. Находясь в чистом мышлении, мы уже живем в сверхчувственном, но сверхчувственно мы переживаем пока только это чистое мышление; никаких других переживаний сверхчувственного характера мы пока не имеем. Сверхчувственное переживание должно быть, собственно, продолжением того душевного переживания, которое может быть достигнуто в соединении с чистым мышлением. | ||
|