Библиотека >> Как достичь познания высших миров?
Скачать 120.85 Кбайт Как достичь познания высших миров?
Но стремиться помочь себе
в этом отношении может каждый. Только здоровый человек способен к здоровому
познанию. Правда, и нездоровому человеку не отказывается в духовном обучении; но
от ученика требуется, чтобы у него была воля к здоровой жизни. В этой области
человек должен достичь возможно большей самостоятельности. Доброжелательные
советы других, большей частью непрошеные, которыми одаривают обычно каждого, как
правило, совершенно излишни. Каждый должен стараться заботиться о себе сам. В
физическом отношении задача заключается, скорее, в устранении вредных влияний,
чем в чем-либо другом. При исполнении наших обязанностей нам, конечно, часто
приходится браться за вещи, неблагоприятные для нашего здоровья. И человек
должен суметь, в случае необходимости, поставить долг выше заботы о собственном
здоровье. Но от сколь многих вещей можно отказаться при доброй воле! Во многих
случаях долг должен стоять превыше здоровья, нередко даже превыше жизни; но
наслаждение у духовного ученика - никогда! Для него оно может быть только
средством для здоровья и жизни. В этом отношении необходимо быть вполне
честным и правдивым перед собой. Аскетический образ жизни ни к чему не приведет,
если он проистекает из тех же побуждений, что и другие наслаждения. Кто-то может
находить в аскетизме такое же удовольствие, какое другой находит в вине. Но
пусть он не надеется, что такой аскетизм будет ему чем-либо полезен для
достижения высшего познания. Многие склонны все трудности, возникающие при
продвижении в указанном направлении, отнести за счет своего жизненного
положения. Они говорят: "В моих жизненных условиях я не могу развиваться". В
других случаях изменение жизненных условий для многих действительно может
оказаться желательным, но в целях оккультного обучения этого никому не следует
делать. Для данной цели нужно, чтобы человек именно в том положении, в котором
он находится, делал все, что только возможно для своего телесного и душевного
здоровья. Всякий труд может быть полезным для человечества в целом, и гораздо
больше величия выявит человеческая душа, уяснив себе всю меру необходимости
мелкой и, может быть, даже неприглядной работы для этого целого, чем если станет
думать: "Эта работа слишком ничтожна для меня, я призван к другому". Особенно
важным для оккультного ученика является стремление к совершенному духовному
здоровью. Нездоровая душевная и умственная жизнь по меньшей мере удаляет его от
путей к высшим познаниям. Ясное, спокойное мышление, верное ощущение и
чувствование являются здесь главной основой. Особенно ученик должен быть далек
от склонности к фантазерству, возбужденности, нервности, экзальтации, фанатизму.
Он должен усвоить здоровый взгляд на все обстоятельства жизни; уметь уверенно
разбираться в жизни; он должен спокойно давать самим вещам говорить к себе и
воздействовать на себя. Он должен суметь везде, где это нужно, воздать должное
жизни. Любая неумеренность и односторонность должна быть устранена из его
суждений и ощущений. Если это условие не будет выполнено, духовный ученик вместо
высших миров окажется в мире собственной фантазии; свои излюбленные мнения он
будет ставить выше самой истины. Духовному ученику лучше быть "трезвым", нежели
экзальтированным и фантазером.
Второе условие - чувствовать себя членом всеобщей жизни. Выполнение этого условия включает в себя многое. Но каждый может исполнить его лишь по-своему. Если я - воспитатель, и мой ученик не отвечает моим желаниям, то я должен направить свое чувство недовольства прежде всего не на него, а на самого себя. Я должен ощутить себя столь единым с моим учеником, чтобы суметь задать себе вопрос: "Не является ли недостаток в моем ученике результатом моих собственных действий?". Чем обращать свои чувства против него, я лучше подумаю, что мне нужно предпринять, чтобы в будущем ученик мог больше отвечать моим требованиям. Благодаря подобному настрою постепенно изменяется образ мышления человека. Это одинаково проявляется как в самом малом, так и в самом великом. Исходя из подобного настроя, я иначе смотрю, например, на преступника, чем прежде. Я удерживаюсь от осуждения и говорю себе: "Я такой же человек, как и он. Возможно только воспитание, полученное мной в силу внешних обстоятельств, предохранило меня от его участи". Тогда я, пожалуй, приду к мысли, что этот человек, брат мой, был бы другим, если бы мои учителя свой труд, затраченный ими на меня, отдали ему. Я подумаю, что мне досталось нечто, в чем он был обделен, что своим благополучием я обязан именно тем условиям, которых он был лишен. И тогда я буду уже не так далек и от того представления, что я всего лишь член единого человечества и вместе с ним несу ответственность за все происходящее. Сказанное вовсе не предполагает, что подобная мысль должна немедленно перейти во внешние поступки агитационного характера. Она должна тихо взращиваться в душе. Тогда она постепенно отразится и на внешнем поведении человека. Но в этих вещах каждый может начать преобразование, конечно, только с самого себя. Совершенно напрасно было бы предъявлять в духе этих мыслей общие требования ко всему человечеству. | ||
|