Библиотека >> Материалы по конструктивной психологии
Скачать 60.96 Кбайт Материалы по конструктивной психологии
В эзотерической психологии есть три направления преобразования психики: мистика, магия и йога. Они образуют структуру эзотерической психологии.
Освобождение психики от переживания внутренних процессов составляет суть мистики. Освобождение от переживания внешних процессов составляет суть магии. Освобождение от того и другого составляет суть йоги. Условно говоря, для мистика нулевое значение имеет внутренний мир, для мага нулевое значение имеет внешний мир, для йогина – и внутренний и внешний, и в это смысле для него они тождественны. Отсутствие переживаний внешних или внутренних процессов не означает отсутствия их восприятия или интроспекции, а также торможения или остановки деятельности моторной и интеллектуальной функций. То есть речь идет не о трансовых состояниях. В то же время, будучи в сознании, человек принципиально не способен освободиться от переживаний вообще. Поэтому освобождение от переживания всей совокупности воспринимаемых и рефлексируемых процессов ("частностей") приводит к переживанию целостности. Что касается транса, то технология его достижения иная: освобождение от восприятия и рефлексии при сохранении сознания. Мистика характеризуется принципом пассивности и методом созерцания, нижним уровнем является медитация. Магия – принципом активности и методом трансмутации, нижним уровнем является так называемая магическая операция, т. е. определенным образом организованная деятельность. Йога принципом нейтральности и методом интеграции, нижним уровнем является самообуздание ("самаяма"). Мистика, магия и йога являются необходимыми компонентами пути к переживанию целостности. Ограничиться мистикой – значит завязнуть в фатализме, стать рабом мира. Ограничиться магией – значит завязнуть в волюнтаризме, стать тираном мира. Что касается йоги, то она невозможна без мистических и магических достижений, ибо тогда нечего интегрировать в смысле взаимодополняющего эзотерического опыта, а значит нет и йоги. Йога – это и мистика, и магия и в то же время ни мистика, ни магия. Интеграция бинера мистики и магии и есть йога. Достаточно развитые мистические и магические учения имеют выраженный интегральный характер. Так, в развитой мистике имплицитно, в скрытой форме присутствуют магический и йогический компоненты. В развитой магии имплицитно содержится мистический и йогический компоненты. Для йоги же интеграция, так сказать, аутентична. В связи с этим развитые йогические учения характеризуются интеграцией эзотерической и житейской психологии ("Йога есть осознанная жизнь, а жизнь есть неосознанная йога"). Такая йога называется Махайогой (большой Йогой). Аналогично, существуют большая Магия (Махасиддха) и большая Мистика (Махапраджня). Дуальная интерпретация мистики, магии и йоги может быть дана в ключе синергетической концепции. Под синергией в данном случае понимается энергия самосознания. Суть мистической практики тогда заключается в повышении энергетической чувствительности. Суть магической практики –в развитии способности волевого управления ощущаемой энергией. Суть йогической практики – в тренировке равномерного распределения энергетического внимания по всему объему восприятия. Самоинтеграция, т. е. становление персонифицированного индивида ("обычного человека") интегрированным человеком, обладающего индивидуальным, социальным, универсальным и виртуальным уровнями самосознания, – это первая стадия интегрального развития. Вторая стадия – это собственно интегральное развитие, т. е. развитие в статусе интегрированного человека. Общеизвестными примерами интегрального развития могут служить жизнеописания тех основателей религий, которым поклоняются как Богам. Богочеловек и есть интегрированный человек. Интегральное развитие есть развитие человека как субъекта своей жизнедеятельности, как господина своего бытия (а не только сознания, что имеет место, например, в классической йоге). Средством такого развития является практика управления процессом жизнедеятельности в направлении оптимизации, – поскольку именно тогда достигается положительный эффект в обеих областях; и в эзотерической, сакральной, и в житейской, мирской. Важно подчеркнуть, что только в работе с реальной (а не модельной) ситуацией, только в процессе управления жизнедеятельностью во всем ее объеме осуществляется феномен реальной самоинтеграции и реального саморазвития. В этом случае мы имеем дело с изменением механизмов психического отражения и психорегуляции человека. Самосознание обладает не только информационной, но и такой энергетической характеристикой, которой не может противостоять какая-либо другая энергетика сущего. Повышение уровня управления жизнедеятельностью посредством психоэнергетической практики (в моем случае это практика квадриполярной синергетики) способствует увеличению степени действительной и полноценной свободы человека: свободы не только от чего-то, но и для чего-то. Поэтому конструктивная психология может рассматриваться в качестве инструмента для развертывания новых диапазонов применения свободы как основного сущностного свойства человека. | ||
|